тел.(812)955-36-84
      (911)210-88-50
      
Сегодня %d %M %y г.
%h:%m

Подача бетона автобетононасосом


Подача бетона автобетононасосом

Главная » Статьи » Подача бетона автобетононасосом

Применение бетононасосов является одним из прогрессивных методов механизации подачи и распределения бетонной смеси, повышающих качество и эффективность выполнения бетонных работ. Однако необходимо учитывать, что бетононасосы являются сложным дорогостоящим оборудованием, требующим высокой квалификации бетонщиков и механиков, высокой культуры пронзводства, тщательного выполнения всех технологических требований и применения специально подобранных составов бетона (в зависимости от диаметра бетоноводов, дальности и условий подачи смеси в конструкцию). Целесообразно, в частности, применять бетононасосы при бетонировании сооружений, находящихся в стесненных условиях, а также густоармированных и внутренних конструкций зданий, куда затруднена подача бетонной смеси другими способами. Основным типом бетононасоса является поршневой с маслогидравлическим (или водогидравлическим) приводом; реже — с механическим. Бетононасосы с механическим приводом, в которых поршень приводится в движение от кривошипно-шатунного механизма, имеют короткий ход поршня (300…400 мм), что создает неравномерный режим подачи, высокие сопротивления перекачивания и ограниченный радиус действия насоса (до 300 м по горизонтали и до 40 м по вертикали). Поэтому в последние годы их, как правило, не применяют. Бетононасосы с гидравлическим приводом имеют значительно больший ход поршня (1500…2500 мм) и высокую равномерность подачи смеси. Принцип работы бетононасоса с маслогидравлическим приводом заключается в следующем. Бетонная смесь из приемного бункера засасывается в Один из транспортных цилиндров бетононасоса (всего их два) и рабочим ходом другого цилиндра подается в бетоновод. Поршни транспортных цилиндров жестко соединены со штоками гидроцилиндров, совершающих возвратно-поетупательное движение при подаче в них масла. Изменение направления потока бетонной смеси при тактах всасывания и нагнетания достигают применением двух шиберных пластин (горизонтальная пластина перекрывает разгрузочное отверстие бункера, вертикальная— выходное отверстие транспортных цилиндров). Плавно регулируя количество масла, подаваемого в гидроцилиндры, можно изменять подачу бетононасоса от минимальной до максимальной. В качестве распределительных устройств, изменяющих направление потока бетонной смеси, применяют поворотные трубы, патрубки и пластины специальной конструкции в зависимости от типа бетононасоса. В ряде случаев могут быть применены и бетоноводы меньших диаметров, чем указано в паспортных характеристиках машин. Для бесперебойного прокачивания смеси диаметр бетоновода должен не менее чем в три раза превосходить крупность заполнителя. В промышленном и гражданском строительстве для бетонирования каркасных и густоармированных конструкций обычно применяют бетонные смеси с крупностью заполнителя 40 и 20 мм, для которых пригодны бетоноводы диаметрами соответственно 125… 150 и 80… 100 мм. Бетоноводы малых диаметров (80… 100 мм) в целях снижения износа труб рекомендуется применять в сочетании с бетононасосами, которые имеют невыскую подачу (до 40 м3/ч) и развивают давление не свыше 2,5 МПа. Состав бетонной смеси, предназначенной к подаче бетононасосами, подбирает лаборатория таким образом, чтобы он удовлетворял общим требованиям и требованиям удобоперекачиваемости. Рекомендуется использовать пластифицированные цементы или цементы с пластифицирующими добавками. Наилучшее соотношение песка и крупного заполнителя (предпочтительно гравия) — 36…45 %, водоцементное отношение — 0.5…0.65. Для перекачивания применяют бетонные смеси с осадкой конуса 6…8 см. Смеси с осадкой конуса менее 4 см для этого метода подачи непригодны. Комплексная установка для подачи бетонной смеси .состоит из следующих элементов: бетононасоса, приемного бункера с виброрешеткой, прямых звеньев длиной 3 м , вставных звеньев длиной 2 и 1 м и быстроразъемных соединений длиной 500…700 мм, колен бетоновода с углами 90, 45, 30, 22,5 и 15°, водяного нагнетательного клапана, патрубка с игольчатым клапаном, банников, пыжей, люков для отвода воды, водяного насоса высокого давления, опорных стоек и козырька отражателя (устанавливаемого у выходного отверстия бетоновода). Водяной насос служит для промывки бетоновода и обеспечивает давление 0 3…3.5 МПа. Бункеры на бетонном заводе или приемные бункеры над бетононасосом снабжают специальными решетками для предотвращения попадания в бетононасос и бетоновод частиц заполнителя с размерами больше допустимых. Перед началом работы бетононасос и весь комплект бетоновода должны быть опробованы испытательным гидравлическим давлением, которое указывают в паспорте установки. Подобранный состав и подвижность бетонной смеси проверяют и уточняют на основании пробных перекачек смеси, Питание насоса бетонной смесью осуществляют непрерывно за счет резервного бункера вместимостью 1.5…3 м3, расположенного над приемным бункером бетононасоса. Для откачки воды, поступающей из промывной системы поршня и цилиндра бетононасоса, а также бетоновода по окончании его промывки, у бетононасоса уста-навливают центробежный водяной насос. Если бетоновод расположен ниже бетононасоса и вода из него не может поступать самотеком к бетононасосу, необходимо установить второй центробежный насос вблизи бетонируемой конструкции Направление трассы бетоновода выбирают по кратчайшему расстоянию и с наименьшим числом изгибов. Горизонтальные участки бетоновода укладывают на опорах или подкладках, вертикальные и наклонные — крепят к мачтам, фермам, лесам опалубки или к ранее забетонированным конструкциям. Рекомендуется избегать крутых (90°) поворотов и изгибов и заменять вертикальные участки наклонными. Вертикальный участок бетоновода располагают не ближе 8…9 м от бетононасоса и устанавливают перед ним игольчатый клапан, предотвращающий обратный поток бетонной смеси при остановке насоса, смене или очистке бетоновода. Для продвижения бетонной смеси по горизонтальным и вертикальным прямым участкам и на поворотах труб бетоновода затрачивают различную мощность. Поэтому для расчета транспорта бетонной смеси по сложной трассе используют «приведенные длины», принимая следующее: 1 м длины вертикального бетоновода соответствует 8 м горизонтального, а приведенная длина наклонного участка с углом наклона 90, 45, 30, 22,5 и Г5° — горизонтальным участкам длиной соответственно 12, 7, 5, 4, 3 м. Перед подачей бетонной смеси через бетоновод пропускают разжиженное известковое тесто или цементно-песчаный раствор пластичной консистенции состава 1:2 для смачивания внутренней поверхности бетоновода и образования на ней смазки. Бетонную смесь, подаваемую бетононасосами в конструкции и части сооружений, распределяют, используя поворотные лотки длиной до 3 м, если смесь поступает через приемный бункер; виброжелоб — если смесь поступает непосредственно из бетоновода, смонтированного на высоте 6…7 м над блоком; хоботы . Целесообразно распределять бетонную смесь с заполнителем небольшой крупности с помощью специальных распределительных стрел, устанавливаемых в зоне бетонирования. В этом случае перекладка линий бетоноводов и изменение их трассы сводится к минимуму. Резинотканевые рукава, используемые для распределения бетонной смеси, должны иметь диаметр не более 125 мм. Следует избегать перерывов в подаче бетонной смеси бетононасосом более 15…20 мин. При перерывах 60 мин необходимо через каждые 10 мин прокачивать бетонную смесь по системе в течение 10…15 с на малых режимах работы бетононасоса. При больших перерывах, а также по окончании бетонирования бетоновод опорожняют и промывают. При бетонировании конструкций, расположенных выше отметки бетононасоса, клапан для спуска воды устанавливают в бетоноводе вблизи бетононасоса; при подаче смеси в конструкции, расположенные ниже уровня земли,— вблизи выходного отверстия бетоновода у бетонируемой конструкции. Одной из главных причин, нарушающих нормальную эксплуатацию бетононасосной установки, является закупорка бетоновода. Образование пробок в бетоноводе и бетононасосе предотвращают устранением причин их появления. Причинами могут быть: длительная задержка смеси в бетоноводе в неподвижном состоянии; расслаивание или частичное схватывание смеси; уплотнение смеси из-за длительной вибрации на контрольной решетке (более 1…3 мин); расслаивание смеси на крутых поворотах бетоновода; ослабление стыков замковых соединений бетоновода и утечка цементного молока; неправильная и тугая забивка банников и пыжей; попадание цементного молока в рабочий цилиндр или воды из рабочего цилиндра в клапанную коробку из-за неудовлетворительного состояния манжет поршня; наличие наплывов схватившегося бетона на стенках труб бетоновода из-за неудовлетворительной очистки и промывки бетоновода; сильный нагрев стенок бетоновода в очень жаркую погоду (при неизолированной или не окрашенной в белый цвет наружной поверхности бетоновода). Если пробка все же возникла, ее необходимо немедленно ликвидировать. Использовать рабочий режим бетононасоса не следует, так как это ведет к уплотнению бетонной смеси и затрудняет удаление пробки. Прежде всего ищут место, где образовалась пробка. Если она находится под всасывающим клапаном, его нельзя повернуть. Если установлено, что пробка находится в бе-тоноводе, запускают бетононасос на несколько оборотов и тщательно наблюдают за бетоноводом, который начинает слегка вздрагивать. Такое вздрагивание происходит до места нахождения пробки; за ней этого явления не наблюдается. При просачивании цементного молока через стыки труб пробку следует искать за местом просачивания. Иногда пробку удается обнаружить по звуку при простукивании бетоновода легким металлическим молотком. Очистку и промывку бетоновода выполняют двумя банниками и двумя пыжами или комбинированными банниками-пыжами, установленными в трубе бетоновода. При бетонировании конструкций в зависимости от назначения и условий работы применяют стационарные, прицепные и передвижные бетононасосные установки. Наиболее распространены передвижные установки на автоходу, оснащенные распределительными стрелами из трех-четырех звеньев, складывающихся в вертикальной или горизонтальной плоскости. Иногда распределительные стрелы монтируют самостоятельно на базе крана. При производстве бетонных работ в скользящей опалубке вертикальный участок бетоновода целесообразно выполнять с компенсационным устройством в целях плавного изменения длины трубопровода в процессе подъема опалубки. Компенсационное устройство представляет собой сочетание нескольких колен и прямых вставок, объединенных шарнирными замковыми соединениями.

В зимних условиях применяют подогретую бетонную смесь с температурой не выше 25…30СС (во избежание ее загустения, потери подвижности и свойства удобопе-рекачиваемости). Перед началом работ предварительно утепленный бетоновод прогревают паром с обязательным отводом конденсата наружу.

beton-saratov.ru

Подача бетона автобетононасосом к месту получила широкую популярность. Рассмотрение подобного мероприятия следует начать с некоторых особенностей, характерных для данного типа оборудования.

Бетононасосы – это специальное оборудование, которое активно используется в наши дни при необходимости осуществления строительных работ. Оно позволяет обеспечить перекачивание товарной смеси в необходимое место. Подобный подход значительно упрощает процесс возведения объектов или создания монолитных конструкций. Присутствует разделение оборудования на две больших категории. К первому типу устройств относится те, которые являются стационарными. Это весьма мощные типы оборудования, применяемые в случае необходимости доставки до опалубки значительных объёмов смеси. Когда большее значение играет оперативность, принято использовать автобетононасосы. Они обладают целым набором преимуществ, среди которых ключевую роль играет возможность мобильного перемещения. Всё, что нужно для изменения местоположения – это завести двигатель и переставить машину. При этом, приходится платить максимальной производительностью, поскольку довольно сложной задачей является установка мощного оборудования на автомобильное шасси. В любом случае, когда выбран мобильный вариант, присутствуют некоторые особенность в плане укладки бетона.

Прежде всего, следует рассмотреть, в каких случаях необходимо задуматься об использовании на строительной площадке бетононасоса на автомобильном шасси:

  1. Невозможно осуществить подъезд миксера или любой другой специализированной машины к месту выгрузки. Например, присутствует плотная застройка или необходимо укреплять края котлована, чтобы они не обвалились. Могут иметься и другие причины проведения работ данного типа.
  2. Требуется постоянность менять место заливки состава. Подача бетона автобетононасосом к месту позволит оперативно перенаправить стрелу или обеспечить перемещения всей машины. В любом случае, время проведения работ многократно сокращается.
  3. Подача бетона автобетононасосом к месту особенно выгодна при необходимости подъёма смеси на высоту. В обычных условиях, для решения задачи данного типа может применяться кран или другие методики. Все они подразумевает куда большие денежные затраты, а также целый ряд иных проблем.

Каждая машина обладает определёнными параметрами в плане своей работы. Это позволяет выбрать для решения строительной задачи конкретную модель, обладающую преимуществами для определённой сферы. Подача бетона к месту автобетононасосом в таком случае, будет оптимальной и аренда спецтехники не отнимет много денег.

В первую очередь, внимание обращается на производительность, поскольку подобный фактор считается определяющим. Этот параметр определяет, насколько эффективно может быть решена задача создания монолитной конструкции. Не меньшее значение играет дальность подачи состава, а также максимальная высота. Во втором случае основной сложностью является то, что приходится выполнять закачку, противодействуя силам гравитации. Таким образом, задача сильно осложняется и требуется учитывать данный момент.

Подача бетона автобетононасосом к месту подразумевает, что для каждой модели оборудования присутствуют технические характеристики с завода. Например, сюда относится максимальная дальность и высота подачи, а также производительность, что было рассмотрено ранее. Стоит понимать завышенность значений, по весьма простой причине: они взяты для идеального типа смеси. Обычно, приходится работать с составом и в условиях, несколько отличающихся от оптимальных.

Стоит отметить факторы, которые влияют на характеристики подачи бетона автобетононасосом. В первую очередь. Это подвижность смеси и её объемная масса. Чем меньше усадка конуса, тем сложнее обеспечить транспортировку. При увеличении плотности смеси, возникает аналогичная проблема. В некоторых случаях, процесс работы может прекратиться по причине невозможности мотора справиться с возникшей нагрузкой.

dombeton.ru

Принцип работы бетононасоса

Потребность самых разнообразных строительных отраслей в бетоне постоянно возрастает и это весьма закономерно, потому что такие конструкции являются достаточно надежными и долговечными при соблюдении особенных технологий их производства. Помимо того, что непременно стоит соблюдать качество бетонной смеси, довольно актуальным является и процесс доставки бетона непосредственно на место его укладки. Здесь на первое место встает специальная техника, которая обеспечивает непрерывную подачу, а именно бетононасосы.

Схема бетонирования: 1 – Бетономешалка, 2 – Бетононасос, 3 – Резиновый шланг, 4 – Бетоновод, 5 – Подвеска трубы, 6 – Труба.

Содержание:

  • 1 Принцип работы
  • 2 Особенности
  • 3 Типы
  • 4 Стационарный
  • 5 Работа

Принцип работы

Бетононасос является специальным устройством и предназначен для подачи смесей бетонных к месту их укладки по предназначенным для этого трубопроводам либо же бетоноводам при строительстве различных зданий и разнообразных сооружений из сплошного монолита либо же железобетона. Работа основана на обычном принципе вытеснения и заключается в создании изменяющегося объема в системе. Если же объем полностью заполняется бетонной смесью, а после этого несколько уменьшается, то происходит ее вытеснение в специальный бетоновод.

Про принципу работы они подразделяются на поршневые, которые имеют периодическую подачу, а также шланговые, такие характеризуются непрерывной подачей смеси. По принципу своей работы бывают стандартными, прицепными, мобильными, либо же это могут быть автобетононасосы. Привод у них может быть гидравлический либо же механический. Самыми основными параметрами такой строительной техники являются высота подачи, расстояние и производительность.

Схема поршневого инструмента.

Принцип работы значительно отличается друг от друга, потому как они имеют абсолютно разное устройство. К достоинствам такого типа насосов можно отнести простоту исполнения их гидропривода, довольно небольшой расход электроэнергии и постоянное сечение шланга, которое способствует более лучшей перекачке, и возможность подачи смесей бетонных с легкими заполнителями и, конечно же, обеспечивает простоту эксплуатации и последующего обслуживания. Однако, несмотря на все положительные качества, бетононасос имеет некоторые недостатки, а именно предъявление высоких требований к подвижности и, естественно, составу перекачиваемой смеси бетонной и довольно ограниченная дальность подачи бетона.

Необходимо учитывать то, что чем больше сам диаметр труб, тем выше и его себестоимость и, естественно, тем ниже создаваемый напор при подаче бетона. В последнее время огромнейшую популярность начали приобретать бетоноводы, потому что с их помощью осуществляется подача смеси бетонной непосредственно к самому месту назначения, а для этого совершенно не нужно дополнительно прокладывать трубопровод.

Большой популярностью пользуются и автобетононасосы, потому что они отличаются небольшими размерами и тем, что их с легкостью можно перемещать для укладки бетона.

Особенности

Схема поршневого инструмента одностороннего действия.

Для запуска в работу используется специальное цементное молочко либо же особая пусковая смесь химическая. Цементное молочко можно изготовить непосредственно на самой площадке строительной при помощи нескольких мешков цемента и воды.

Принцип работы подобного агрегата зависит непосредственно от самой конструкции. Из миксера в особый бункер автобетононасоса поступает качественная свежеприготовленная смесь, которая по специальному бетоноводу-стреле будет обязательно перекачиваться в определенное нужное место. Длина стрелы при этом может составлять несколько десятков метров. Однако есть и иные методы подачи бетона при помощи автобетононасоса, так называемый трубопровод магистральный, который собирается из определенных труб специальных металлических непосредственно на самом объекте строительства.

Трубы можно нарастить на нужную длину, которая значительно превышает вылет стрелы. На конце же трубопровода расположен особый резиновый рукав, который зачастую называется хоботом. Такое устройство дает возможность маневрировать в процессе бетонирования. Магистральный трубопровод применяется для подачи бетона непосредственно на фундамент, в подвалы дома, именно туда, где использовать стрелу совершенно невозможно из-за присутствия на объекте определенных линий электропередач.

Типы

Схема прицепного инструмента: 1 – Автошасси, 2 – Блок цилиндра, 3 – Приемный бункер, 4 – Привод, 5 – Кожух.

Инструменты различаются по своему типу, они могут быть механическими и гидравлическими, а по конструкции же насоса они бывают поршневыми и безпоршневыми, стационарными либо же выполненными на базе автомобиля.

Принцип работы поршневого основывается на том, что бетонная смесь всасывается непосредственно из самого бункера, а вот возвратное движение поршня, на который переключается колено шибера, толкает ее в трубу бетоновода. Значительным преимуществом является то, что такие агрегаты обладают гидравлическим приводом, в котором учитывается скорость подачи смеси, практически неизменная, потому что поршень обладает довольно большим ходом и работает плавно, отчего смесь перемещается по бетоноводу довольно равномерно, без каких-либо лишних импульсных скачков.

Благодаря этому очень сильно снижается сопротивление перемещения смеси в бетоноводе, что дает возможность использовать двигатель намного меньшей мощности, нежели в самой конструкции с механическим или же шатунным приводом. Гидравлический способен перемещать смесь бетона на очень большую высоту и дистанцию. По сравнению с подобными приводами механическими гидравлические создают необычайно большое давление в бетоноводе.

Бетононасос с приводом поршневым подвержен износу поршней из-за постоянного трения, который вызывается особыми микрочастичками бетонной смеси и молочка цементного, проникающими прямо между стенками поршней и самого цилиндра поршневого. Износ с приводом механическим происходит намного быстрее, нежели у подобных гидравлических, потому что они имеют намного меньший запас хода поршней, и вынуждает их выполнять намного большее число циклов для достижения необходимого давления в бетоноводе.

Схема автобетононасоса.

Першневой с двумя цилиндрами способен подавать бетон практически постоянно и непрерывно, что обеспечивают попеременные такты закачки самого бетона в цилиндры. Бетононасос же с одним цилиндром работает с некоторыми перерывами, потому как подаваемая им смесь бетона в бетоноводе пульсирует от максимального к самому наименьшему давлению, точно так, как движется и сам поршень.

В гидравлических поршневых в качестве специального наполнителя выступает вода либо же минеральное масло, которое имеет довольно сильное давление и обеспечивает быструю закачку бетона.

Роторный, который относится к беспоршневым, устроен таким образом, что внутри него есть специальный корпус, внутри которого расположен ротор с закрепленными на нем специальными толкающими и прижимными роликами, которые покрыты по всему периметру резиной. В корпусе ротора есть специальное отверстие обрезиненное, в котором непосредственно расположен специальный армированный резиновый шланг.

При вращении ротора в определенную сторону покрытые резиной специальные ролики прижимают шланг, при этом продвигая бетонную смесь прямо по шлангу, начиная от приемного бункера и заканчивая бетоноводом. Конструкция роторного обеспечивает довольно равномерную подачу бетона, в том числе и более жесткого, потому что пробки в них устраняются очень быстро переключением насоса на функцию реверс. Однако производительность роторных довольно небольшая.

Такие используются при довольно незначительных объемах работ, а именно на тех участках, где подача и укладка бетона значительно усложняется слишком частым армированием. Основным недостатком совершенно любой производительности является слишком быстрый износ шланга, который повреждается заполнителем смеси бетонной, в частности таким, как щебень.

Стационарный

Схема стационарного бетононасоса.

Самый обыкновенный стационарный выполняется в нескольких самых различных вариантах и устанавливается в основном на грузовик бортовой либо же специальную платформу, которая обеспечивает удобство транспортировки. Необходимо отметить, что такая конструкция выполнена в виде прицепа с шасси и работает, обеспечивая непрерывную подачу бетона. Такой можно перевозить от одного строительного объекта к другому, просто подцепив его за специальное приспособление к грузовику. Принцип работы основывается на том, что данный агрегат может непрерывно перекачивать большое количество бетона. Конструкция такого приспособления поддерживает сразу два различных режима, такие, как подача бетона под довольно высоким давлением, однако при таком режиме работы производительность очень сильно падает, и режим очень низкого давления, но с намного большей производительностью. Такая необходимость обусловлена тем, что при выполнении укладки труб бетоновода на острые углы необходимо развивать очень высокое давление в самих цилиндрах, чтобы тем самым немного приподнять сам бетон под ними.

Работа

Установка стационарного на специальную платформу либо же в кузов грузовика не может обеспечить ему мобильность, потому как его можно лишь перевозить с одного участка территории на другой. Полноценным бетононасосом является автомобильный, потому что он является уникальной в своем роде конструкцией, которая располагается непосредственно на шасси автомобиля и зачастую усиливается намного большим числом шасси, чем стандартная серийная версия автомобиля подобного назначения. Работа является намного более совершенной, потому что она обеспечивает постоянную подачу бетона и мобильность самой конструкции.

Важным элементом такой конструкции является наличие специальной раскладной стрелы бетоновода, которая состоит сразу из нескольких отдельных колен, каждое из которых является неподвижным. Повороты, а также подъемы каждой отдельной секции каждой стрелы осуществляются при помощи специального особенного управления и позволяют придать подобной конструкции необходимое положение и сразу же начать непосредственную заливку бетона. Существуют бетоноводы со стрелами самой различной длины, которые обеспечивают легкость и маневренность управления.

o-cemente.info

Подача бетонной смеси бетононасосами

Применение бетононасосов является одним из про­грессивных методов механизации подачи и распределе­ния бетонной смеси, повышающих качество и эффектив­ность выполнения бетонных работ. Однако необходимо учитывать, что бетононасосы являются сложным дорого­стоящим оборудованием, требующим высокой квалифи­кации бетонщиков и механиков, высокой культуры производства, тщательного выполнения всех технологиченских требований и применения специально подобранных составов бетона (в зависимости от диаметра бетоноводов, дальности и условий подачи смеси в конструкцию). Целесообразно, в частности, применять бетононасосы при бетонировании сооружений, находящихся в стес­ненных условиях, а также густоармированных и внут­ренних конструкций зданий, куда затруднена подача бетонной смеси другими способами.

Основным типом бетононасоса является поршневой с маслогидравлическим (или водогидравлическим) при­водом; реже — с механическим. Бетононасосы с механи­ческим приводом, в которых поршень приводится в дви­жение от кривошипно-шатунного механизма, имеют короткий ход поршня (300...400 мм), что создает нерав­номерный режим подачи, высокие сопротивления пере­качивания и ограниченный радиус действия насоса (до 300 м по горизонтали и до 40 м по вертикали). Поэтому в последние годы их, как правило, не при­меняют. Бетононасосы с гидравлическим приводом име­ют значительно больший ход поршня (1500...2500 мм) и высокую равномерность подачи смеси.

Изменение направления потока бетонной смеси при тактах всасывания и нагнетания достигают применением двух шиберных пластин (горизонтальная пла­стина перекрывает разгрузочное отверстие бункера,вер­тикальная — выходное отверстие транспортных цилинд­ров).

Плавно регулируя количество масла, подаваемого в гидроцилиндры, можно изменять подачу бетононасоса от минимальной до максимальной. В качестве распре­делительных устройств, изменяющих направление пото­ка бетонной смеси, применяют поворотные трубы, пат­рубки и пластины специальной конструкции в зависи­мости от типа бетононасоса.

В ряде случаев могут быть применены и бетоповоды меньших диаметров, чем указано в паспортных харак­теристиках машин. Для бесперебойного покачивания смеси диаметр бетоновода должен не менее чем в три раза превосходить крупность заполнителя.

В промышленном и гражданском строительстве для бетонирования каркасных и густоармированных конструкций обычно применяют бетонные смеси с крупно­стью заполнителя 40 и 20 мм, для которых пригодны бетоноводы диаметрами соответственно 125... 150 и 100 мм. Бетоноводы малых диаметров (80... 100 мм) в целях снижения износа труб рекомендуется применять в сочетании с бетононасосами, которые имеют невысо кую подачу (до 40 м3/ч) и развивают давление не свы­ше 2,5 МПа.

Состав бетонной смеси, предназначенной к подаче бетононасосами, подбирает лаборатория таким образом, чтобы он удовлетворял общим требованиям и требова­ниям удобоперекачиваемости. Рекомендуется использо­вать пластифицированные цементы или цементы с пла­стифицирующими добавками. Наилучшее соотношение песка и крупного заполнителя (предпочтительно гра­вия) — З6...45%, водоцементное отношение — 0.5..Д65. Для перекачивания применяют бетонные смеси с осад­кой конуса 6...8 см. Смеси с осадкой конуса менее 4 см для этого метода подачи непригодны.

Комплексная установка для подачи бетонной смеси .состоит из следующих элементов: бетоно­насоса, приемного бункера с виброрешеткой, прямых звеньев длиной 3 м, вставных звеньев длиной 2 и 1 м и быстроразъемных соединений длиной 500...700 мм, колен бетоновода с углами 90, 45, 30, 22,5 и 15°, водяного нагнетательного клапана, патрубка с игольчатым клапаном, банников, пыжей, люков для от­вода воды, водяного насоса высокого давления, опорных стоек и козырька отражателя (устанавливаемого у вы­ходного отверстия бетоновода). Водяной насос служит для промывки бетоновода и обеспечивает давление 0.3...3.5 МПа. Бункеры на бетонном заводе или приемные бункеры над бетононасосом снабжают специальными решетками для предотвращения попадания в бетонона­сос и бетоновод частиц заполнителя с размерами боль­ше допустимых.

Перед началом работы бетононасос и весь комплект бетоновода должны быть опробованы испытательным гидравлическим давлением, которое указывают в пас­порте установки. Подобранный состав и подвижность бетонной смеси проверяют и уточняют на основании пробных перекачек смеси.

Питание насоса бетонной смесью осуществляют не­прерывно за счет резервного бункера вместимостью 1.5...3 м3, расположенного над приемным бункером бето­нонасоса.

Для откачки воды, поступающей из промывной си­стемы поршня и цилиндра бетононасоса, а также бето­новода по окончании его промывки, у бетононасоса уста­навливают центробежный водяной насос. Если бетоно­вод расположен ниже бетононасоса и вода из него не может поступать самотеком к бетононасосу, необходимо установить второй центробежный насос вблизи бетони­руемой конструкции.

Направление трассы бетоновода выбирают по крат< чайшему расстоянию и с наименьшим числом изгибов. Горизонтальные участки бетоновода укладывают на опо­рах или подкладках, вертикальные и наклонные — кре­пят к мачтам, фермам, лесам опалубки или к ранее забетонированным конструкциям. Рекомендуется избе­гать крутых (90°) поворотов и изгибов и заменять вер­тикальные участки наклонными. Вертикальный участок бетоновода располагают не ближе 8...9 м от бетонона­соса и устанавливают перед ним игольчатый клапан, предотвращающий обратный поток бетонной смеси при остановке насоса, смене или очистке бетоновода.

Для продвижения бетонной смеси по горизонталь­ным и вертикальным прямым участкам и на поворотах труб бетоновода затрачивают различную мощность. По­этому для расчета транспорта бетонной смеси по слож­ной трассе используют «приведенные длины», прини­мая следующее: 1 м длины вертикального бетоновода соответствует 8 м горизонтального, а приведенная дли­на наклонного участка с углом наклона 90, 45, 30, 22,5 и Г5° — горизонтальным участкам длиной соответствен­но 12, 7, 5, 4, 3 м.

Перед подачей бетонной смеси через бетоновод про­пускают разжиженное известковое тесто или цементно­песчаный раствор пластичной консистенции состава 1:2 для смачивания внутренней поверхности бетоновода и образования на ней смазки.

Бетонную смесь, подаваемую бетононасосами в кон­струкции и части сооружений, распределяют, используя поворотные лотки длиной до 3 м, если смесь поступает через приемный бункер; виброжелоб — если смесь по­ступает непосредственно из бетоновода, смонтированно­го на высоте 6...7 м над блоком; хоботы.

Целесообразно распределять бетонную смесь с за­полнителем небольшой крупности с помощью специаль­ных распределительных стрел, устанавливаемых в зоне бетонирования. В этом случае перекладка линий бетоноводов и изменение их трассы сводится к ми­нимуму. Резинотканевые рукава, используемые для рас­пределения бетонной смеси, должны иметь диаметр не более 125 мм.

Следует избегать перерывов в подаче бетонной сме­си бетононасосом более 15...20 мин. При перерывах 60 мин необходимо через каждые 10 мин прокачивать бетонную смесь по системе в течение 10...15 с на малых режимах работы бетононасоса. При больших переры­вах, а также по окончании бетонирования бетоновод опорожняют и промывают.

beton.c3.ru

Как работает бетононасос: технические характеристики

Эта массивная белая машина не секретное орудие империи «Звездных Войн» а всего лишь бетононасос

Для того чтобы ускорить и облегчить подачу бетона на стройке используют разнообразное оборудование — лотки, бадьи, ленточные конвейеры, бетононасосы. Если устройство, способы и сферы использования первых понятны даже неспециалистам, то последний агрегат распространен на строительных площадках несколько меньше и вызывает интерес.

Рассмотрим вопросы: как работает бетононасос, для чего он предназначен, и какие разновидности его бывают.

Чаще всего на стройке бетон доставляют к месту укладки бадьей, это одна из самых продвинутых конструкций

Также постараемся раскрыть тему, можно ли собрать это устройство самостоятельно, и как это выполнить.

Для чего предназначены бетононасосы — достоинства и недостатки этого метода транспортировки смеси

Наиболее удобным способом транспортировки любых текучих субстанций являются трубы. Согласитесь перекачивать жидкость быстрее и удобнее, чем носить ее ведрами. Трубопроводный транспорт стараются использовать везде, где это возможно.

Перевозка нефти в емкостях дороже, чем перекачка в трубах, даже если использовать такие корабли гиганты (больше чем авианосец)

Пример — даже самые дешевые перевозки нефти по морю танкерами стараются замещать прокладкой труб по дну. Сравнивать с транспортировкой с помощью железной дороги или автоцистерн вообще нет необходимости.

Применительно это в меньших масштабах и к строительной площадке. Доставлять к месту бетонирования смесь по бетонопроводу проще, чем бадьями или даже с помощью ленточного конвейера.

Проложить трубы и качать по ним нефть или газ быстрее. Это же касается и строительной площадки

Для нагнетания бетона используют специальные агрегаты бетононасосы — о них, и пойдет речь дальше.

Достоинства использования бетононасосов

Автобетононасос, как работает: не самый эффективный способ распределения бетонной смеси

Начнем с плюсов, благодаря которым скорость выполнения бетонирования, по сравнению с другими методами подачи смеси, возрастает почти в три раза (видео в этой статье, приведенное ниже, показывает эффективную работу этих агрегатов), а также улучшается качество выполнения работ.

  1. Можно обеспечить непрерывный процесс укладки. Остановка бетонирования снижает качество готового материала, так как частично затвердевшая смесь плохо сцепляется со свежей, только что приготовленной.
  2. С помощью бетононасосов соответствующей мощности можно легко подать смесь на высоту. Если ленточные транспортеры при горизонтальном перемещении смеси могут даже превосходить характеристики бетононасоса, то для вертикальной ее доставки нужно применять специальные устройства по типу нории.

Интересно. Хотя идея использовать ковшовые элеваторы — нории на стройке высотных зданий очевидна, но ее не реализуют, так как другие способы доставки материалов на высоту более эффективны.

  1. Доставка бетона по трубам позволяет переместить большой объем в кратчайшие сроки. При использовании бадей скорость уменьшается из-за необходимости загрузки бетона в них, а так же небольшой скорости передвижения крана.
  2. Для перемещения смеси с помощью бадей нужен смонтированный кран, вылет стрелы которого ограничен. Если к тому же нужно дополнительно передвигаться по подкрановым путям время доставки еще больше увеличивается. Бетононасос в нем не нуждается.
  3. Иногда, например при уже смонтированном перекрытии подать бадью сверху уже невозможно, зато легко можно подвести бетонопровод.
По бетонопроводу можно подать смесь в помещение, даже если уже смонтировано перекрытие
  1. Бетонопроводы компактны и не занимают много места в отличие от ленточных транспортеров.
  2. Смонтировать трубы быстрее, чем установить секции конвейера.
Конвейер не конкурент бетононасосу
  1. При перемещении смеси по трубам потери воды минимальны (даже через испарение) это положительно сказывается на качестве бетона. Особенно важен данный факт, когда между местом приготовления (или разгрузки) и местом укладки большое расстояние.
  2. Бетонирование с помощью бетононасоса требует меньшего количества строителей, чем с использованием других методов. Вкупе с сокращением сроков на выполнение работ это снижает затраты на заработную плату.
Для работы с бетононасосом не нужна большая бригада

Благодаря этим преимуществам почти всегда, когда требуется укладка очень большого количества смеси, применяют бетононасосы. Однако есть и некоторые недостатки.

Недостатки использования бетононасосов

  1. Это не самое дешевое строительное оборудование, поэтому затраты на его закупку (или аренду) все таки велики.
  2. Требуется монтаж бетонопровода, что тоже отнимает время. Ситуация решается с помощью подвесных труб на стреле, но радиус их вылета ограничен.
  3. Если требуется точечная заливка небольших мест (например, при монтаже сборно-монолитных конструкций) то выгоднее использовать другие методы транспортировки бетона.
  4. Механизмы насоса и трубы даже изготовленные из специальных материалов с использованием защитных покрытий устойчивых к истиранию все равно изнашиваются, особенно при перемещении смеси с твердыми заполнителями, обладающими абразивными свойствами.

Как видите, недостатки тоже есть, поэтому при небольшом объеме работ (например, нужно залить стяжку небольшой толщины) все-таки выгоднее использовать другие способы подачи.

Конструкции бетононасосов

Для перекачивания жидкостей используют множество принципов — эжекция, использование центробежной силы, использование мембран и т. п. Как и понятно не все они подходят для подачи бетона.

Кроме того если для многих насосов важен не только напор после него и создаваемое разряжение на входе (всас или в других документах всос, подъем) в бетононасос смесь подается прямо к заборнику. Поэтому подавляющее большинство существующих насосов всего трех типов — рассмотрим их подробнее, отметим достоинства и недостатки каждого.

Поршневой насос

Конструкция поршневого бетононасоса

Это одна из древнейших и наиболее распространенных конструкций. Движущиеся в цилиндрах поршни захватывают и выталкивают перемещаемую среду при своем движении.

Также действует и бетононасос.

  1. Бетон из смесителя или транспортных средств поступает в приемный бункер. Его емкость подбирается такой, чтобы обеспечить непрерывный процесс. Например, расход смеси 10 м3 в час, и машины, привозящие тоже по 10 м3, приходят тоже каждый час. Чтобы не было перерыва в работе емкость бункера будет 12-15 м3, чтобы не было остановки подачи при задержке транспорта.
Так работают насосы совместно с автобетоносмесителями
  1. Для того чтобы смесь в бункере не расслаивалась как правило его снабжают дополнительным перемешивающим устройством.
  2. Цилиндр насоса связан с приемником через заслонку (шибер) при обратном ходе поршня она открывается, и порция смеси поступает в него.
  3. Когда поршень доходит до задней крайней точки шибер связывающий цилиндр с бункером закрывается, открывается другой, который перекрывал до этого выход в бетонопровод.
  4. При прямом ходе поршня порция смеси выталкивается в бетонопровод.

Для придания движения поршням чаще всего используется не знакомый многим по автомобильным двигателям кривошипно-шатунный механизм (такая конструкция была только в очень старых агрегатах), а гидравлические цилиндры. Поток масла в них регулируется распределителем. Таким образом, обеспечивается необходимое усилие и надежность работы системы.

Открытие и закрытие шиберов также чаще всего управляется гидравликой, хотя возможен и механический привод. Для того чтобы снизить пульсации смеси в бетонопроводе вместо одного цилиндра устанавливают два и очень редко больше.

Достоинства поршневого насоса
  1. Хороший напор. Если нужно подавать смесь на большую высоту или расстояние с этой задачей справляются только поршневые насосы.
Поршневой бетононасос позволяет подать смесь на большие расстояния
  1. Большая производительность благодаря этому почти 75 % выпускаемых бетононасосов поршневые.
Недостатки поршневой системы

Минусы тоже есть:

  1. Данная система сложнее других. Требуются механизмы для согласования движения шибера и поршня, распределители управляющие гидравликой. Также нужно продумывать систему смазки мест контакта поршней с поверхностью цилиндра.
  2. Нужен гидравлический насос, который служит для создания необходимого давления в гидравлических цилиндрах, которые в свою очередь толкают рабочие. Хотя в случае монтажа агрегата на автомашине удобнее связь с ее двигателем через гидравлику, а не систему передач и карданных валов.
  3. Быстрый износ мест примыкания шиберов с входными и выходными патрубками, а также износ самих шиберов.
  4. Неравномерность подачи смеси. Даже у насосов с двумя цилиндрами пульсации довольно заметны. Хотя это и не такая уже большая проблема, так как укладка все равно продолжается, но оперировать с выходным патрубком бетонопровода менее удобно.

Роторные насосы

Конструкция роторного бетононасоса

По конструкции эти насосы гораздо проще. Принцип их работы легко объяснить наглядно. Пройдитесь, гуськом ставя ногу за ногой по шлангу, наполненному водой или другой жидкостью, она будет выдавливаться из него. Так работает и роторный насос.

Его выходной патрубок связан с гибким бетонопроводом, который сразу после выхода из бункера уложен полукругом на жестком основании. Ротор с роликами катается по нему и выдавливает смесь.

Этот тип насоса тоже имеет как плюсы, так и минусы.

Плюсы роторных бетононасосов
  1. Несложный механизм. Бетононасос этого типа включает в себя приемный бункер, ротор с роликами и приводом и корпус в котором он расположен совместно с гибкой частью бетонопровода.
  2. Пульсации на выходе, они хотя и меньше, чем у поршневой системы, но все равно могут быть ощутимы, особенно при небольшом количестве роликов на роторе.
  3. Бесшумная работа.
  4. Небольшие габариты и вес.
Недостатки роторного механизма
  1. Меньший напор и производительность чем у поршневых конструкций.
  2. Большой износ гибкой части напорного участка бетонопровода (хотя его можно считать расходным материалом).
  3. Невозможность работать со смесями, в которые входит крупный заполнитель. Не рекомендуется использовать этот тип для бетонов, в которые включен щебень или гравий фракцией более 10 мм.

Шнековый бетононасос

Конструкция шнекового бетононасоса

Несколько реже применяющаяся конструкция. Тоже отличается простотой. Принцип действия легко объяснить на примере известной всем мясорубки. Рабочий орган у этого агрегата шнек (винт Архимеда).

При его вращении происходит продавливание смеси от приемного бункера в трубы. Все точно также как при проходе продуктов от приемной воронки мясорубки к ее режущему узлу (или при наполнении оболочки домашней колбасы, такой пример даже правильнее, в роли фарша только бетонная смесь).

Так же работает и шнековый насос, вместо оболочки бетонопровод, вместо сала с мясом цемент, песок и бетон
Достоинства
  1. Простая конструкция и небольшие габариты.
Компактный шнековый насос для раствора без крупного заполнителя
  1. Высокая производительность, хотя все же меньше чем у поршневых систем.
Стационарный шнековый бетононасос
  1. Плавная подача.
  2. Шнек и корпус изнашиваются меньше чем гибкий участок бетонопровода у роторной системы.
  3. Возможность работать со смесями, включающими крупные заполнители.
  4. Легко реализуемый реверс (движение смеси в обратном направлении), это позволяет в большинстве случаев просто устранять образующиеся в бетонопроводе пробки.
Минусы

Низкий напор, система не предназначена для подачи смеси на большую высоту и расстояния.

Классификация бетононасосов по мобильности

Кроме того что бетононасосы различаются по способу, с помощью которого обеспечивается подача смеси также разделяют их по мобильности.

Передвижные бетононасосы

Чаще всего монтируют на базе грузовиков. Привод бетононасоса осуществляется через вал отбора мощности напрямую, либо через промежуточный гидронасос (гидравлическую передачу).

Дополнительно, можете посмотреть, как работает автобетононасос видео по ссылке. Очень редко встречаются самоходные бетононасосы, смонтированные на гусеничном шасси. Их применяют в тех условиях, когда строительная площадка или подъезды к ней затрудняют перемещение стандартной техники. На большие расстояния такие установки доставляют на тралах.

Мобильный бетононасос с большой производительностью на гусеничном шасси

Почти всегда мобильные установки комплектуются выдвижной управляемой стрелой с бетонопроводом.

Бетононасос на базе «КАМАЗ» со стрелой

Вылет ее может достигать до 30 метров, а у некоторых моделей на базе специальных большегрузных машин и больше. Однако они могут подключаться и к уже устроенным на строительной площадке стационарным бетонопроводам.

У стрелы бетононасоса может быть приличный вылет

Встречаются модели, смонтированные на базе автобетоносмесителя (его часто называют миксером) как дополнительное оборудование. В этом случае они совмещают функции транспортировки бетона от места его приготовления и устройства для укладки в опалубку.

Стационарные бетононасосы

Большинство этих агрегатов можно назвать условно стационарными, так как они все же обладают некоторой мобильностью. Обычно монтируются на колесном шасси, которое можно буксировать.

Если рассматривать промышленный наиболее популярный стационарный бетононасос, технические характеристики его примерно равны вышерассмотренному, правда, цена значительно меньше, так как в нее не входит стоимость самого автомобиля-базы.

Небольшой буксируемый насос для бетона с автономным двигателем и шасси

Полностью неподвижные бетононасосы, установленные на долговременном основании, могут применяться на заводах ЖБИ для подачи смеси на формовку изделий и конструкций. Но на большинстве производств используют либо ленточные транспортеры, либо бадьи, которые перемещаются мостовыми и козловыми кранами.

Для привода насоса монтируют двигатель внутреннего сгорания. Для установок небольшой производительности он чаще бензиновый, более мощные установки комплектуют дизелями. Также есть модели, которые работают от электромотора, что является более экономичным подходом, но может вызвать некоторые затруднения (кроме насосов которые, как уже говорили выше, полностью стационарны).

Все дело в том, что большинство бетонных работ проводят при возведении нулевого цикла (фундамента и основания). На этом этапе электроснабжение на площадке может отсутствовать и придется его монтировать заранее. Хотя надо отметить при подаче бетона с помощью башенного крана и бадьи без электрификации места проведения работ не обойтись.

Стационарные бетононасосы имеют обычно большую производительность, чем мобильные и применяются при большом объеме работ. Чаще всего подача бетона ведется через стационарный бетонопровод, хотя существуют разновидности и с установленными стрелами. Также во многих случаях трубы для подачи смеси могут подвешиваться на строительный кран.

Стационарный смеситель и бетонопровод

Проблемы, которые могут возникнуть при укладке с помощью бетононасосов

Чтобы с бетонопроводом было удобнее работать его лучше подвесить

Хотя укладка смеси с помощью бетононасосов проще и быстрее, чем выполнение этих же работ без него, нужно учесть некоторые особенности пользования этими механизмами.

Приведем их:

  1. Увеличившаяся скорость укладки смеси может привести к тому, что внутри монолита образуются полости, особенно если для армирования применяется мелкая сетка. Поэтому нужно следить за равномерным распределением бетона.
  2. Если уплотнение проводится поверхностными, а не глубинными вибраторами, то необходимо не увлекаться большими объемами уложенной смеси. Обязательно уплотняйте каждый слой.
  3. Нужно тщательно фиксировать арматурный каркас, мощный поток смеси из бетонопровода может сместить элементы армирования и закладные детали.
Сильный поток бетона может сместить арматурный каркас
  1. При работе с бетононасосом большой производительности трудно удержать гибкий конец бетонопровода одному или даже двум строителям. Нужно отдавать предпочтение стреле или хотя бы подвешивать трубы на кране.
  2. Пробки, образовавшиеся в бетонопроводе, могут повредить его и механизмы насоса. Если начинается ее формирование, попробуйте реверсировать насос (если это возможно) на короткое время. В противном случае разъедините участок и очистите трубы вручную.
  3. Чтобы не способствовать образованию пробок не делайте длительные перерывы в работе, за их время часть бетона может схватиться. Позаботитесь, чтобы всех строителей (иногда возникает необходимость отлучиться, пусть даже на короткое время) могли сразу же заменить.
  4. По окончании бетонирования (или смены) нужно тщательно промывать как сам насос, так и трубы бетонопровода.

Можно ли изготовить бетононасос самостоятельно

Это не такой необходимый аппарат для ускорения работ по строительству на приусадебном участке своими руками, как бетономешалка. Если готовить бетон самостоятельно, то в бетононасосе вообще нет смысла, так как больше времени тратиться на замешивание раствора, чем на его укладку.

Если же использовать товарный бетон (привезенный автомашинами от производителя), то залить фундамент под коттедж можно меньше чем за полдня. Экономия нескольких часов практически роли не играет по сравнению со сроками выполнения других работ, например, кладки стен. Но впрочем, если есть желание, то почему бы не попытаться.

Какой тип бетононасоса лучше собирать

Из-за сложности конструирования, сборки и изготовления поршней с цилиндрами и их привода, а также системы управления шибером от конструкции, работающей на этом принципе лучше отказаться.

Проще всего изготовить роторный насос, а если использовать некоторые готовые агрегаты от другой техники, то и шнековый. Инструкция по их сборке будет следующей.

Роторная конструкция
  1. Как всегда начинаем с подбора привода, нам нужен мотор с редуктором, который сможет вращать ротор со значительным усилием при относительно небольшой скорости. Например, вполне может подойти узел от бетономешалки желательно редукторной. Вполне могут подойти и детали от любой другой техники с подходящими параметрами.

Совет. Впрочем, можно попытаться использовать и детали от венцового привода. В этом случае нужно будет изготовить ротор по диметру равный или немного больше венца и соединить их вместе. При этом упрощается узел оси ротора, так как в нем не требуется выпуск и присоединение муфты к оси. Ротор вращается шестерней сцепленной с венцом.

  1. Дальше подбираем материал для корпуса ротора, точнее для крепления гибкой части бетонопровода. Вполне подойдет обрезок толстостенной трубы большого диаметра от 1000 мм и больше. Причем чем более мощный двигатель будет, тем больше может быть диаметр трубы. Таким образом, можно будет установить более толстый бетонопровод и увеличить производительность системы.
  2. Подобрав и скомпоновав привод, можно приступать к изготовлению ротора. В простейшем случае его можно сварить из любого прочного профиля. Лучше выбрать конструкции на 4 ролика, тогда он будет выглядеть как буква «Х», посередине которой установлена (приварена) ось. Можно подобрать и колесо или диск соответствующего диаметра.
  3. Изготавливаем или подбираем ролики. Отлично если они будут на подшипниках. Ширина должна быть больше, чем диаметр гибкой части бетонопровода, который они будут обкатывать. Чтобы меньше повреждать гибкий шланг, их поверхность должна была обрезиненная.
  4. Дальше продумываем крепления ротора к корпусу. Достаточно прикрепить толстую полосу или профиль (швеллер, угольник) с обеих сторон обрезка трубы по диаметру, проходящему через центр. Для того чтобы можно было монтировать ротор с одной стороны крепление делаем разъемным на болтах и уголках, с другой стороны можно приварить. Можно сделать и сплошные стенки, но в этом случае будет труднее наблюдать за работой агрегата.
  5. По центру креплений предусматриваем отверстие для оси ротора. Там же крепим и корпуса с крышками для подшипников, на которые будет крепиться ось.
  6. Дальше готовим гибкий бетонопровод, нам нужен кусок прочного рукава большого диаметра стойкого к перегибам и истиранию. Предусматриваем, как он будет соединяться с бункером и остальными участками. Лучше всего предусмотреть байонетные соединения (такие как на пожарных рукавах). Их ответные части крепим на корпус ротора.

Совет. Пожарные рукава можно использовать и как «эрзац»-бетонопроводы — их материал довольно прочный и не боится перегибов. Конечно, в местах работы роликов он будет быстро изнашиваться, но заменить участок на байонетах не составит труда.

Пожарный рукав можно использовать как недолговечный заменитель гибкого бетонопровода
  1. Устанавливаем бетонопровод на место. Что он не смещался в стороны можно предусмотреть (наварить или закрепить другим способом) небольшие буртики их высота должен быть немного меньше чем высота сжатого бетонопровода, чтобы не мешать роликам прокатываться по нему.
  2. Закрепив в корпусе бетонопровод, крепим ролики к ротору. Размечаем места их посадки с учетом того что они должны сжимать гибкий шланг максимально (но не на грани разрыва от перегиба) и в тоже время относительно свободно перемещаться по кругу.
  3. Закрепив ролики, устанавливаем ротор на место. Основной рабочий узел насоса готов.
  4. Дальше из листовой стали свариваем приемный бункер. Снизу у него должно быть место для соединения с ответной частью бетонопровода на корпусе ротора.
  5. Следующая задача — собрать станину, чтобы жестко соединить все части в одно. Сварим ее тоже из металлического профиля. Можно собрать и на болтах, и на заклепках, но сейчас сварка самый дешевый и простой метод. На ней также нужно предусмотреть крепление для двигателя с редуктором так, чтобы можно было их соединить с ротором. Желательно на раме предусмотреть также колеса и ручки, чтобы насос можно было легко перемещать с места на место.
  6. Собираем все вместе. При этом соединяем любым патрубком или отрезком трубы соответствующего диаметра входное крепление гибкого бетонопровода с выходом бункера.
  7. Устанавливаем привод на место и соединяем его с валом ротора. Чтобы уменьшить вибрации, а также обеспечить защиту двигателя от перегрева при заклинивании механизма, узел этот лучше всего выполнить с помощью полумуфт, соединенных резиновыми пальцами или лепестками.
  8. Монтируем электропроводку и пусковую арматуру, и испытываем насос.
  9. Если все работает нормально, то окрашиваем агрегат для защиты его от коррозии, если нет, устраняем недостатки.

При необходимости можно установить еще один привод и мешалку для перемешивания смеси в приемном бункере.

Конструкция со шнеком

Самостоятельно изготовить шнек затруднительно, но можно подобрать этот узел от других агрегатов. Например, отлично подходит от деталь от комбайна, причем нужно брать не выгрузочный который имеет большую длину, а нижний горизонтальный, который перемещает зерно к выгрузочному. При длине до метра его легко можно приспособить к нашей конструкции.

Горизонтальный шнек комбайна можно приспособить в самодельном бетононасосе

Можно приспособить и такой же узел от зерномета, в этом случае, возможно, он будет сразу с редуктором и электродвигателем.

Правда абразивное действие зерна (даже засоренного) меньше, чем бетонной смеси, но это нивелируется некоторым образом тем, что трение влажной смеси меньше, чем сухих материалов, так что шнек и его корпус прослужит достаточно долго. К тому же мы собираем агрегат не для промышленного применения. Диаметр предлагаемых шнеков около 200-300 мм, бетон с крупным заполнителем через него будет проходить плохо, но с фракцией до 15 мм нормально, этого вполне достаточно для многих целей. Например, такой бетон применяется для заливки стяжек.

Дальше выполняем следующие работы.

  1. Изготавливаем приемный бункер, его конструкция практически такая же, как и у предыдущего насоса, правда, желательно, чтобы выходное отверстие совпадало с соответствующим у кожуха шнека по геометрии.
  2. Изготавливаем станину. На ней также предусматриваем кронштейны для закрепления двигателя с редуктором (подбираются эти детали точно так же, как и для предыдущей конструкции). Тоже желательно предусмотреть колеса и рукояти.
  3. Соединяем шнек в корпусе с бункером, а затем эти два узла крепим на станине.
  4. На выгрузном отверстии шнека монтируем муфту для связи с бетонопроводом.
  5. Соединяем привод с осью шнека, как и в предыдущей конструкции желательно это сделать с помощью полумуфт связанных лепестками или пальцами.
  6. Устанавливаем электрическую проводку и арматуру.

Испытываем устройство и окрашиваем, можно также дополнительно установить мешалку. Вот и все что мы хотели рассказать вам о таком устройстве как бетононасос, как работает он, и какие разновидности бывают. Будем рады, если статья имела не только познавательное, но и практическое применение, и вы узнали об особенностях этого строительного оборудования. Стройте на приусадебном участке легко и с удовольствием!

Что такое бетононасос?

2 Фев by admin

Содержание:

  • Бетоноводы
  • Установка для подачи бетона
  • Бетононасос: начало работы
  • Проблемы в работе бетопроводной системы
  • Развитие строительной отрасли – это не просто рост количества построенных домов и сооружений. Это целый комплекс взаимосвязанных между собою сфер, и рост производства в одной из них неминуемо влечет за собой прогресс в другой. Таким образом, увеличение объемов строительства в XX веке неминуемо повлекло и развитие машиностроительной отрасли. Огромная потребность человека в новых зданиях привела к неминуемому ускорению темпов строительства, и именно для удовлетворения этих потребностей и были созданы многочисленные машины и механизмы. Одной из этих машин и стал бетононасос.

    По сути, бетононасос – это машина для подачи бетонной смеси. Бетонный раствор обычно приготовляется в специальных бункерах, и для ускорения процесса его перемещения от бункера до места укладки раствора используются бетононасосы. В процессе подачи бетона особа важна его непрерывность, так как раствор застывает достаточно быстро, потому и выбор нужного типа бетононасоса должен сопровождаться тщательными расчетами.

    • мобильный – это бетононасос на базе автомобиля, то есть насос для подачи бетона, поставленный на грузовое шасси;
    • стационарный – бетононасос на платформе в виде прицепного устройства.

    Главное отличие этих двух видов в мощности. Установка на отдельной площадке позволяет делать бетононасос намного более мощным, чем автомобильный, и более маневренным – такому бетононасосу не требуется длинный бетоновод, его вполне можно установить непосредственно у места укладки бетонной смеси. Однако мобильный бетононасос более маневренный и не требует сложного монтажа и установки перед началом работы. Кроме того, использование длинного бетоновода, которое невозможно в работе стационарной установки, зачастую оказывается более целесообразным и экономически выгодным, чем монтаж бетононасосного комплекса прямо на месте заливки бетонной смеси.

    Помимо мобильности, бетононасосы подразделяются еще и на два подвида согласно принципам работы:

    • поршневые – перекачка бетона осуществляется по принципу нагнетания смеси с помощью поршня;
    • беспоршневые или шланговые – перекачка бетона осуществляется с помощью системы роликов.

    Поршневые бетононасосы являются наиболее распространенными в нашей стране – и неудивительно: плюсов у этой системы множество. Система подачи бетона из приемного бункера в бетоновод осуществляется небольшими порциями, однако гидравлический привод, которым оснащена большая часть таких бетононасосов, дает возможность производить подачу достаточно плавно, без явных скачков и неравномерных движений. Кроме того, оснащение гидравлическим приводом подобного поршневого бензонасоса придает дополнительную мощность самому насосу. А это, в свою очередь, дает возможность поднимать бетонную смесь на весьма большую высоту.

    Устройство роторных бетононасосов несколько отличается от устройства поршневых. В отличие от последних, в роторных бетон из приемного бункера попадает не в камеру, а сразу в резиновый шлаг. Ролики, расположенные по наружной стороне шланга, при вращении прижимают его, таким образом проталкивая раствор к выходу бетоновода.

    Различие систем работы бетононасоса обусловлено, в первую очередь, потребностями строительной отрасли. Так, роторная система позволяет использовать смесь с более крупным наполнителем, обеспечивая при этом более равномерную и непрерывную, в сравнении с поршневой, подачу бетона. К тому же необходимое промывание составляющих частей по окончанию работ у роторной системы производить легче, чем поршневой. Но и у роторной, и поршневой систем есть свои недостатки. Так, поршневой бетононасос страдает от быстрого износа поршневой части – бетонное молочко и частицы наполнителя, неизменно проникающие внутрь механизма, разрушают его. Кроме того, при некоторых видах работ порционная, неравномерная подача бетона, которую осуществляет поршневой механизм как следствие своих конструктивных особенностей, неприемлема.

    У роторной системы бетононасоса основная проблема – низкая производительность. Такие бетононасосы предпочтительнее использовать для небольшого объема работ. Еще один минус – очень быстрый износ шланга, через который осуществляется подача. И чем крупнее наполнитель, чем выше фракция щебня или гравия в его составе, тем быстрее врется шланг под воздействием твердых частиц.

    Бетоноводы

    Строго говоря, бенононасосом может называться исключительно сам механизм для прокачки бетонной смеси. Однако представить себе работу бетононасоса без дополнительного навесного оборудования просто невозможно. И главным таких дополнением к бетононасосу является бетоновод.

    Бетоновод – это система труб, по которой бетон направляется к месту укладки смеси. Технические параметры труб, которые можно использовать в качестве бетоновода, указаны в паспорте бетононасоса. Таким образом, в зависимости от мощности, проходной способности и некоторых других характеристиках машины-бетононасоса разрешается использовать для прокачки бетонной смеси трубы того либо иного размера (длины и диаметра). Однако в некоторых случаях технологическими картами разрешается использовать трубы меньшего диаметра, чем это прописано в техническом паспорте бетононасоса. Чаще всего это происходит тогда, когда бетононасос запускается не на полную мощность: невысокая скорость подачи смеси и низкое рабочее давление в самом насосе позволяют снизить износ бетоновода путем использования труб меньшего диаметра.

    Согласно техническим регламентам, определение соотношения состава бетонной смеси с мощностью бетононасоса, длиной бетоновода и диаметром его труб определяется в лабораторных условиях. Специалисты лаборатории используют термин «удобоперекачиваемость»  – оптимальное сочетание всех вышеназванных параметров для наиболее эффективной работы.

    Так, согласно лабораторным условиям, для максимальной удобоперекачиваемости размер заполнителя в бетонной смеси – крупнозернистого песка, гравия, щебня – должен быть минимум в 3 раза меньше диаметра трубы бетоновода. Идеальное процентное соотношение этих заполнителей – от 36% до 45% от общей массы смеси, именно такая величина и соответствует наиболее эффективной работе бетононасоса.

    Однако трубы – не единственная составляющая бетоновода. В зависимости от условий строительства, от необходимости подачи бетона на разные высоты, от удаленности бетононасоса от места заливки раствора в системе бетоновода допускается использование различных желобов, лотков и так называемых хоботов – гибких гофрированных шлангов большого размера. Длина, высота стенок и диаметр желобов регулируется характеристиками системы бетовода. Углы наклона при монтаже желобов и лотков точно — так же как и трубы — имеют свои параметры допусков и углов наклона. А хоботы или рукава из тканной резины чаще всего используются как конечный отрезок трубопровода, то есть непосредственно для конечного распределения раствора. Их диаметр не должен превышать 125 мм – это максимально допустимое значение для такого рода распределительных систем.

    Установка для подачи бетона

    Несмотря на кажущуюся сложность принципов работы бетононасоса, сама установка для подачи бетонной смеси достаточно проста. Главный элемент в таком комплексе – это, разумеется, сам бетононасос, как мобильный, так и стационарный. К нему прикрепляется приемный бункер, оснащенный специальной виброрешеткой – именно виброрешетка не допускает попадание в бетононасос фрагментов заполнителя больше заданных для данного бетононасоса размеров. Приемный бункер служит для накопления бетона из смесителя перед попаданием в бетононасос и дальнейшей его прокачкой по системе бетоновода.

    Соединение труб непосредственно самого бетоновода тоже должно производится строго по определенной схеме. Так, для оптимального уровня бетонопроводимости разрешается монтировать трубы бетоновода строго под углами в 15; 22,5; 30; 45 и 90 градусов. 

    Кроме того, непременным фрагментом комплекса для подачи бетона является и водяной насос. Он необходим для постоянной промывки бетоновода, а для того, чтоб излишки воды не попадали в раствор, в бетоноводе устанавливается система люков для их отвода. Завершающим штрихом сбора комплекса по перекачке бетона является установки отражателя – специального козырька на конце трубы бетоновода, призванного не давать смеси разлетаться в стороны.

    Монтаж труб бетоновода производится согласно заранее разработанной схеме. При разработке ее проводятся различные расчеты, показывающие зависимость скорости протекающей бетонной смести от длины бетоновода и мощности самого бетононасоса.

    Главное условие прокладки бетоновода — это соблюдение двух параметров, оказывающих максимальное воздействие на скорость и эффективность работы всего бетонного комплекса. Первое — это кратчайшее расстояние между бетононасосом и местом укладки бетона. Второе – минимальное число изгибов труб. Максимально допустимый угол изгиба – 90 градусов, однако при прокладке бетоновода все же рекомендуется избегать подобных резкостей.

    Недостаточно просто соединить трубы – необходимо предварительно закрепить их на опорах. Те участки бетоновода, которые расположены горизонтально, укладываются на подкладки или опалубки, трубы же, расположенные под углом к поверхности либо вовсе в вертикальном положении, требуется закрепить к лесам или мачтам. При масштабном строительстве для наклонных участков бетоновода заранее создаются специальные бетонных опоры. При этом первый вертикальный отрезок бетоновода необходимо устанавливать не менее чем за 8 метров от самого бетононасоса. В этом месте к тому же по техническому регламенты требуется еще и установка клапана – для того, чтобы предотвратить отток бетонной смеси.

    Правильный расчет прокладки бетоновода сводит к минимуму количество изменений самой труботрассы, что, в свою очередь, уменьшает общее время заливки бетона и положительно сказывается на общих затратах при строительстве.

    Бетононасос: начало работы

    После завершения монтажа бетононасосного комплекса наступает время проверки всей системы. Согласно техническому регламенту, не допускается работа бетононасоса без предварительных испытаний. В паспорте бетононасоса всегда должны быть указаны параметры пробного гидравлического давлениях, долженствующего свидетельствовать об успешной работе механизма.

    После завершения гидравлических испытаний проводится пробная прокачка смеси по смонтированному бетоноводу. Это необходимо для того, чтобы добиться оптимальных условий бетонопроводимости и отрегулировать работу всех клапанов и центробежного водяного насоса, используемого для промывки системы.

    Регулировка смеси и системы подачи бетона завершается смазкой внутренней поверхности бетоновода. Для этих целей изготавливается специальная смесь – либо пластичная масса из извести и воды, либо бетонный раствор с большим количество мелкого речного песка. Плотная тестообразная масса, проходя сквозь трубы и желоба бетоновода, оседает на стенках, образуя защитную смазку, облегчающую движение бетона в процессе дальнейшей работы.

    Однако в последнее время для смазки производители бетононасосов рекомендуют использовать специальных химический состав – его количества требуется намного меньше, чем бетонного теста или бетонного молочка.

    Проблемы в работе бетопроводной системы

    Как и в любом механизме, в системе работы бетоновода могут случаться сбои и неполадки. Однако, как показывает статистика, основная причина неполадок – несоблюдение техники безопасности при работе системы и неверные расчеты при монтаже бетоновода и плотности бетонной смеси.

    Согласно строительным нормативам не допускается простаивание бетононасоса с закачанной в него смесью более 15-20 минут. После этого времени начинается застывание бетона и дальнейшая работа насоса становится не просто затруднительной, но откровенно невозможной. Застывший бетон приходится буквально выковыривать из бетононасоса и бетоновода– процесс это сложный, долгий и трудоемкий.

    Если в процессе заливки бетона необходимо сделать длительный перерыв – от часа и более, то согласно техническим регламентам необходимо запускать бетононасос каждые 10 минут на малой мощности. В течение 10-15 минут насос должен прокачивать бетонный раствор по системе бетоновода на низкой скорости – это позволит избежать застывания смеси и закупорки труб.

    Отсутствие возможности такой «холостой» прокачки влечет за собой обязательное опорожнение бетононасосной системы и ее не менее обязательную промывку.

    Сбои в работе бетононасоса и бетоновода – это вынужденные простои и – как следствие – нарушение графика строительства, срыв сроков сдачи. К сожалению, большая часть подобных проблем – это остановка подачи бетона по системам труб из-за нарушений условий эксплуатации. Закупорка бетовода – это образование плотной пробки из бетонного раствора и фракций, затрудняющей либо делающей невозможной дальнейшую нормальную работу системы подачи бетона. Основных причин создания этой бетонной пробки несколько:

    • длительный простой бензонасоса без обязательной по техническим показателям холостой прокачки;
    • неправильный монтаж бетоновода, из-за которого смесь разделяется на фракции на крутых поворотах;
    • плохая смазка стенок бетовода перед началом работы;
    • плохая промывка бетовода и бетононасоса после предыдущей эксплуатации;
    • образование наплывов на стенках бетовода из-за неверно составленной бетонной смеси;
    • недостаточная работа водяного насоса в системе подачи бетона.

    Разумеется, существует еще ряд объективных причин для некорректной работы бетоновода, однако именно халатность является причиной большей части поломок. И предотвратить образование бетонной путем соблюдения требований эксплуатации всегда легче, чем удалить неисправность.

    Удаляют закупорку с помощью специальных пыжей и банников, разбивая ее и проталкивая частицы бетона к концу бетоновода. При этом бетононасос в обязательном порядке должен быть выключен. Однако и обнаружение места возможной закупорки может вызвать определенные сложности. Вот почему так важно использовать на подобных работах труд профессионалов-бетонщиков.

    Подача бетонной смеси бетононасосами

    Применение бетононасосов является одним из про­грессивных методов механизации подачи и распределе­ния бетонной смеси, повышающих качество и эффектив­ность выполнения бетонных работ. Однако необходимо учитывать, что бетононасосы являются сложным дорого­стоящим оборудованием, требующим высокой квалифи­кации бетонщиков и механиков, высокой культуры производства, тщательного выполнения всех технологиченских требований и применения специально подобранных составов бетона (в зависимости от диаметра бетоноводов, дальности и условий подачи смеси в конструкцию). Целесообразно, в частности, применять бетононасосы при бетонировании сооружений, находящихся в стес­ненных условиях, а также густоармированных и внут­ренних конструкций зданий, куда затруднена подача бетонной смеси другими способами.

    Основным типом бетононасоса является поршневой с маслогидравлическим (или водогидравлическим) при­водом; реже — с механическим. Бетононасосы с механи­ческим приводом, в которых поршень приводится в дви­жение от кривошипно-шатунного механизма, имеют короткий ход поршня (300...400 мм), что создает нерав­номерный режим подачи, высокие сопротивления пере­качивания и ограниченный радиус действия насоса (до 300 м по горизонтали и до 40 м по вертикали). Поэтому в последние годы их, как правило, не при­меняют. Бетононасосы с гидравлическим приводом име­ют значительно больший ход поршня (1500...2500 мм) и высокую равномерность подачи смеси.

    Изменение направления потока бетонной смеси при тактах всасывания и нагнетания достигают применением двух шиберных пластин (горизонтальная пла­стина перекрывает разгрузочное отверстие бункера,вер­тикальная — выходное отверстие транспортных цилинд­ров).

    Плавно регулируя количество масла, подаваемого в гидроцилиндры, можно изменять подачу бетононасоса от минимальной до максимальной. В качестве распре­делительных устройств, изменяющих направление пото­ка бетонной смеси, применяют поворотные трубы, пат­рубки и пластины специальной конструкции в зависи­мости от типа бетононасоса.

    В ряде случаев могут быть применены и бетоповоды меньших диаметров, чем указано в паспортных харак­теристиках машин. Для бесперебойного покачивания смеси диаметр бетоновода должен не менее чем в три раза превосходить крупность заполнителя.

    В промышленном и гражданском строительстве для бетонирования каркасных и густоармированных конструкций обычно применяют бетонные смеси с крупно­стью заполнителя 40 и 20 мм, для которых пригодны бетоноводы диаметрами соответственно 125... 150 и 100 мм. Бетоноводы малых диаметров (80... 100 мм) в целях снижения износа труб рекомендуется применять в сочетании с бетононасосами, которые имеют невысо кую подачу (до 40 м3/ч) и развивают давление не свы­ше 2,5 МПа.

    Состав бетонной смеси, предназначенной к подаче бетононасосами, подбирает лаборатория таким образом, чтобы он удовлетворял общим требованиям и требова­ниям удобоперекачиваемости. Рекомендуется использо­вать пластифицированные цементы или цементы с пла­стифицирующими добавками. Наилучшее соотношение песка и крупного заполнителя (предпочтительно гра­вия) — З6...45%, водоцементное отношение — 0.5..Д65. Для перекачивания применяют бетонные смеси с осад­кой конуса 6...8 см. Смеси с осадкой конуса менее 4 см для этого метода подачи непригодны.

    Комплексная установка для подачи бетонной смеси .состоит из следующих элементов: бетоно­насоса, приемного бункера с виброрешеткой, прямых звеньев длиной 3 м, вставных звеньев длиной 2 и 1 м и быстроразъемных соединений длиной 500...700 мм, колен бетоновода с углами 90, 45, 30, 22,5 и 15°, водяного нагнетательного клапана, патрубка с игольчатым клапаном, банников, пыжей, люков для от­вода воды, водяного насоса высокого давления, опорных стоек и козырька отражателя (устанавливаемого у вы­ходного отверстия бетоновода). Водяной насос служит для промывки бетоновода и обеспечивает давление 0.3...3.5 МПа. Бункеры на бетонном заводе или приемные бункеры над бетононасосом снабжают специальными решетками для предотвращения попадания в бетонона­сос и бетоновод частиц заполнителя с размерами боль­ше допустимых.

    Перед началом работы бетононасос и весь комплект бетоновода должны быть опробованы испытательным гидравлическим давлением, которое указывают в пас­порте установки. Подобранный состав и подвижность бетонной смеси проверяют и уточняют на основании пробных перекачек смеси.

    Питание насоса бетонной смесью осуществляют не­прерывно за счет резервного бункера вместимостью 1.5...3 м3, расположенного над приемным бункером бето­нонасоса.

    Для откачки воды, поступающей из промывной си­стемы поршня и цилиндра бетононасоса, а также бето­новода по окончании его промывки, у бетононасоса уста­навливают центробежный водяной насос. Если бетоно­вод расположен ниже бетононасоса и вода из него не может поступать самотеком к бетононасосу, необходимо установить второй центробежный насос вблизи бетони­руемой конструкции.

    Направление трассы бетоновода выбирают по крат< чайшему расстоянию и с наименьшим числом изгибов. Горизонтальные участки бетоновода укладывают на опо­рах или подкладках, вертикальные и наклонные — кре­пят к мачтам, фермам, лесам опалубки или к ранее забетонированным конструкциям. Рекомендуется избе­гать крутых (90°) поворотов и изгибов и заменять вер­тикальные участки наклонными. Вертикальный участок бетоновода располагают не ближе 8...9 м от бетонона­соса и устанавливают перед ним игольчатый клапан, предотвращающий обратный поток бетонной смеси при остановке насоса, смене или очистке бетоновода.

    Для продвижения бетонной смеси по горизонталь­ным и вертикальным прямым участкам и на поворотах труб бетоновода затрачивают различную мощность. По­этому для расчета транспорта бетонной смеси по слож­ной трассе используют «приведенные длины», прини­мая следующее: 1 м длины вертикального бетоновода соответствует 8 м горизонтального, а приведенная дли­на наклонного участка с углом наклона 90, 45, 30, 22,5 и Г5° — горизонтальным участкам длиной соответствен­но 12, 7, 5, 4, 3 м.

    Перед подачей бетонной смеси через бетоновод про­пускают разжиженное известковое тесто или цементно­песчаный раствор пластичной консистенции состава 1:2 для смачивания внутренней поверхности бетоновода и образования на ней смазки.

    Бетонную смесь, подаваемую бетононасосами в кон­струкции и части сооружений, распределяют, используя поворотные лотки длиной до 3 м, если смесь поступает через приемный бункер; виброжелоб — если смесь по­ступает непосредственно из бетоновода, смонтированно­го на высоте 6...7 м над блоком; хоботы.

    Целесообразно распределять бетонную смесь с за­полнителем небольшой крупности с помощью специаль­ных распределительных стрел, устанавливаемых в зоне бетонирования. В этом случае перекладка линий бетоноводов и изменение их трассы сводится к ми­нимуму. Резинотканевые рукава, используемые для рас­пределения бетонной смеси, должны иметь диаметр не более 125 мм.

    Следует избегать перерывов в подаче бетонной сме­си бетононасосом более 15...20 мин. При перерывах 60 мин необходимо через каждые 10 мин прокачивать бетонную смесь по системе в течение 10...15 с на малых режимах работы бетононасоса. При больших переры­вах, а также по окончании бетонирования бетоновод опорожняют и промывают.


    Смотрите также