тел.(812)955-36-84
      (911)210-88-50
      
Сегодня %d %M %y г.
%h:%m

Мощные ламповые усилители


Ламповый усилитель мощности звука

Ламповый усилитель мощности звука — Hi-End усилитель

Ламповый усилитель мощности звука — большинство ценителей качественной музыки, умеющие обращаться с паяльным оборудованием и имеющие определенный опыт по ремонту радиотехники, могут попробовать своими силами собрать ламповый усилитель высокого класса, который обычно называют Hi-End. Ламповые аппараты такого типа относятся во всех отношениях к особенному классу бытовой радиоэлектронной аппаратуры. В основном они обладают привлекательным дизайном, при этом ничего не закрыто кожухом — все на виду.

Ведь понятно, чем больше видно установленный на шасси электронных компонентов, тем больше авторитет у аппарата. Естественно и параметрические значения лампового усилителя существенно превосходят модели выполненные на интегральных или транзисторных элементах. Вдобавок к этому, при анализе звучания лампового устройства все внимание отдается персональной оценке звука, нежели изображению на экране осциллографа. К тому же ламповый усилитель мощности звука отличается незначительным набором используемых деталей.

Как выбрать схему лампового усилителя

В случае выбора схемы предварительного усилителя не бывает особых проблем, то при выборе подходящей схемы оконечного каскада могут создаться затруднения. Ламповый усилитель мощности звука может иметь несколько вариантов исполнения. Например бывают аппараты однотактные и двухтактного типа, а также имеют различные режимы работы выходного тракта, в частности «А» либо «АВ». Выходной каскад однотактного усиления является по-большому счету образцом, потому как находится в режиме «А».

Этот режим работы характеризуется наименьшими величинами нелинейных искажений, но КПД у него не высокий. Также и мощность на выходе такого каскада не очень большая. Следовательно, при необходимости озвучивания внутреннего пространства средних размеров потребуется двухтактный усилитель, с режимом работы «АВ». Но когда однотактный аппарат может быть выполнен только лишь с двумя каскадами, один из которого предварительный, а другой усиливающий, то для двухтактной схемы и ее корректной работы понадобится драйвер

Но если однотактный ламповый усилитель мощности звука может состоять всего из двух каскадов – предварительного усилителя и усилителя мощности, то двухтактной схеме для нормальной работы требуется драйвер или каскад образующий два напряжения идентичной амплитуды, сдвинутые по фазе на 180. Выходные каскады, независимо от того однотактный он или двухтактный, предполагают наличие в схеме выходного трансформатора. Который выполняет роль согласующего устройства межэлектродного сопротивления радиолампы с малым сопротивлением акустики.

Настоящие почитатели «лампового» звучания утверждают, что схема усилителя не должна иметь каких бы то ни было полупроводниковых приборов. Поэтому выпрямитель блока питания должен быть реализован на вакуумном диоде, который специально разработан для высоковольтных выпрямителей. Если вы намерены повторить рабочую, проверенную схему лампового усилителя, то не нужно сразу собирать непростое двухтактное устройство. Для озвучивания небольшого помещения и получения идеальной звуковой картины, в полной мере хватит однотактного лампового усилителя. К тому же его проще изготовить и настроить.

Принцип сборки ламповых усилителей

Существую определенные правила монтажа радиоэлектронных конструкций, в нашем случае — это ламповый усилитель мощности звука. Поэтому перед началом изготовления аппарата, желательно бы хорошенько изучить первостепенные принципы сборки таких систем. Главным правилом при сборке конструкций на вакуумных радиолампах, является разводка соединительных проводников по максимально короткому пути. Наиболее эффективны методом считается воздержание от применения проводов в тех местах, где можно обойтись без них. Постоянные резисторы и конденсаторы необходимо устанавливать прямо на панельки ламп. При этом, в качестве вспомогательных точек нужно применять специальные «лепестки». Такой способ сборки радиоэлектронного устройства именуется «навесной монтаж».

На практике, при создании ламповых усилителей печатные платы не применяются. Также, одно из правил гласит — избегайте прокладки проводников параллельно друг другу. Однако такая, на первый взгляд беспорядочная разводка считается нормой и вполне оправдана. Во многих случаях, когда усилитель уже собран, в динамиках слышен фон низкой частоты, его обязательно нужно убирать. Первостепенную задачу выполняет правильный выбор точки «земля». Есть два способа организовать заземление:

  • Соединение всех проводов идущих на «землю» в одну точку — называется «звездочка»
  • Установка по периметру платы энергоэффективной электротехнической медной шины, а к ней уже припаивать проводники.

Выверять место для точки заземления нужно путем эксперимента, прослушивая наличие фона. Чтобы определить откуда исходит фон низкой частоты, нужно сделать так: Нужно методом последовательного эксперимента, начиная с двойного триода предварительного усилителя, закорачивать сетки ламп на «землю». В случае заметного снижения фона, станет понятно, цепь именно какой лампы «фонит». А далее, также опытным путем нужно пытаться устранить эту проблему. Существуют вспомогательные методы, которые обязательны к применению:

Читайте также:  Усилитель hi end Magnat RV 4

Лампы предварительного каскада

  • Электровакуумные лампы предварительного каскада нужно обязательно закрывать колпачками, а их в свою очередь заземлить
  • Корпуса подстроечных резисторов, так же подлежат заземлению
  • Провода накала ламп требуется свить

Ламповый усилитель мощности звука , вернее сказать, цепь накала лампы предварительного усилителя допускается запитывать постоянным током. Но в таком случае придется в блок питания добавить еще один выпрямитель собранный на диодах. А использование выпрямительных диодов сам по себе нежелателен, так как ломает конструктивный принцип изготовления лампового Hi-End усилителя без применения полупроводников.

По парное размещение выходного и сетевого трансформаторов в ламповом устройстве, является достаточно важным моментом. Данные компоненты устанавливаться должны строго вертикально, тем самым удается уменьшить уровень фона из сети. Одним их эффективных способов установки трансформаторов является их помещение в кожух, выполненный из металла и заземленный. Магнитопроводы трансформаторов так же нужно заземлять.

На этапе монтажных работ нельзя применять в конструкции провода в экранирующей оплетке. Так как такой провод может привести к появлению паразитного конденсатора, образующегося между двумя параллельными проводниками — жилой и оплеткой. Конечно в этой статье невозможно осветить полностью все нюансы с применением комплектующих деталей. Один из нюансов это то, что имеющаяся в свободном доступе элементная база состоящая из транзисторов и микросхем для применения в ламповой технике звука усиления абсолютно не годится.

Ретро-компоненты

Радиолампы, это приборы из далеких времен, но вновь вошедшие в моду. Поэтому нужно комплектовать ламповый усилитель мощности звука такими же ретро-элементами, которые устанавливались в первоначальных ламповых конструкциях. Если это касается постоянных резисторов, то можно применить углеродистые резисторы, имеющие высокую стабильность параметров либо проволочные. Однако эти элементы обладают большим разбросом — до 10%. Поэтому для лампового усилителя лучшим выбором будет использование малогабаритных прецизионных резисторов с металлодиэлектрическим проводящим слоем — С2-14 или С2-29. Но цена таких элементов существенно высокая, то взамен им вполне подойдут и МЛТ.

Особо ревностные приверженцы ретро-стиля достают для своих проектов «мечту аудиофила». Это — углеродистые резисторы ВС, разработанных в Советском Союзе специально для применения в ламповых усилителях. При желании их можно отыскать в ламповых радиоприемниках 50-60 годов выпуска. Если по схеме резистор должен иметь мощность более 5 Вт, то тогда подойдут проволочные резисторы ПЭВ, покрытые стекловидной теплостойкой эмалью.

Конденсаторы, применяемые в ламповых усилителях в основном не критичны к тому или иному диэлектрику, а также к самой конструкции элемента. В трактах настройки тембра можно использовать конденсаторы любого типа. Также и в цепях выпрямителя блока питания можно устанавливать любого типа конденсаторы в качестве фильтра. При конструировании усилителей низкой частоты высокого качества, большое значение имеют установленные в схеме разделительные конденсаторы.

Именно они оказывают особое влияние на воспроизведение натурального, не искаженного звукового сигнала. Собственно благодаря им мы получаем исключительный «ламповый звук». При выборе разделительных конденсаторов, которые будут устанавливаться в ламповый усилитель мощности звука , нужно обратить особое внимание на то, чтобы ток утечки был как можно меньшим. Потому, что от данного параметра напрямую зависит корректная работа лампы, в частности ее рабочая точка.

Помимо этого, не нужно забывать, что разделительный конденсатор подключен к анодной цепи лампы, отсюда следует, что он находится под большим напряжением. Так, что такие конденсаторы должны иметь рабочее напряжение не менее 400v. Одними из лучших конденсаторов работающих в роли переходного, считаются емкости от фирмы JENSEN. Именно эти емкости применяются в топовых усилителях HI-END класса. Но их цена очень высокая, доходящая до 7500 рублей за один конденсатор. Если использовать отечественные компоненты, то наиболее подходящими будут например: К73-16 либо К40У-9, однако по качеству они значительно уступают фирменным.

Однотактный ламповый усилитель мощности звука

Представленная схема лампового усилителя имеет в своем составе три отдельных модуля:

  • Предварительный усилитель с возможностью регулировки тембра
  • Выходной каскад, то-есть сам усилитель мощности
  • Источник питания

Предусилитель изготавливается по простой схеме с возможностью регулировать усиление сигнала. А также имеет пару отдельных регуляторов тембра низкой и высокой частоты. Для повышения эффективности работы аппарата, в конструкцию предварительного усилителя можно внедрить добавить эквалайзер на несколько полос.

Электронные компоненты предварительного усилителя

Представленная здесь схема предварительного усилителя выполнена на одной половине двойного триода 6Н3П. Структурно предусилитель может быть изготовлен на общем каркасе с выходным каскадом. В случае исполнения стерео варианта, то естественно образуются два идентичных канала, следовательно, триод будет задействован полностью. Практика показывает, что приступая к созданию какой-либо конструкции, лучше всего сначала воспользоваться монтажной платой. А после налаживания уже компоновать в основном корпусе. При условии правильной сборки, предусилитель без проблем начинает работать синхронно с подачей напряжения питания. Однако на этапе настройки нужно выставить напряжение анода радиолампы.

Читайте также:  Ламповый усилитель на 6п14п схема

Конденсатор в выходной цепи С7 можно применить К73-16 с номинальным напряжением 400v, но желательно от фирмы JENSEN, который обеспечит лучшее качество звучания. Ламповый усилитель мощности звука не особо критичен к электролитическим конденсаторам, поэтому можно применять любого типа, но с запасом по напряжению. На этапе настроечных работ, во входную цепь предварительного усилителя подключаем генератор низкой частоты и подаем сигнал. На выходе должен быть подключен осциллограф.

Изначально размах сигнала на входе выставляем в пределах 10 mv. Затем определяем значение напряжения на выходе и вычисляем усиливающий коэффициент. Звуковым сигналом в диапазоне 20 Гц — 20000 Гц на входе можно высчитать пропускную способность усиливающего тракта и изобразить его АЧХ. Путем подбора емкостного значения конденсаторов, есть возможность определить приемлемую пропорцию высокой и низкой частоты.

Настройка лампового усилителя

Ламповый усилитель мощности звука реализован на двух октальных радиолампах. Во входной цепи установлен двойной триод с отдельными катодами 6Н9С включенный по параллельной схеме, а оконечный каскад выполнен на довольно мощном выходном лучевом тетроде 6П13С включенным как триод. Собственно, исключительное качество звучания создает именно триод установленный в оконечном тракте.

Чтобы выполнить простую настройку усилителя достаточно будет обыкновенного мультиметра, а чтобы выполнить точную и верную регулировку необходимо иметь осциллограф и генератор звуковых частот. Начинать нужно с установки напряжения на катодах двойного триода 6Н9С, которой должно быть в пределах 1,3v — 1,5v. Выставляется это напряжение подбором постоянного резистора R3. Ток на выходе лучевого тетрода 6П13С должен находится в диапазоне от 60 до 65 mA. Если нет в наличии мощного постоянного резистора 500 Ом — 4 Вт (R8), то его можно собрать из пары двух-ваттных МЛТ с номиналом 1 кОм и включенных параллельно.Все другие, указанные в схеме резисторы можно устанавливать любого типа, но предпочтение все же отдается С2-14.

Точно так же как и в предусилителе, важной составляющей является разделяющий конденсатор С3. Как уже упоминалось выше, идеальным вариантом было бы установка этого элемента от фирмы JENSEN. Опять же, если таковых нет под рукой, то можно использовать и советские, пленочные конденсаторы К73-16 либо К40У-9, хотя они хуже заморских. Для корректной работы схемы, эти компоненты подбираются с наименьшим током утечки. В случае невозможности выполнить такой подбор, то желательно все же купить элементы зарубежных производителей.

Блок питания усилителя

Блок питания собран с использованием кенотрона прямого накала 5Ц3С, обеспечивающий выпрямление переменного тока, в полной мере соответствующий нормам конструирования ламповых усилителей мощности HI-END класса. Если нет возможности приобрести такой кенотрон, то вместо него можно установить два выпрямительных диода.

Установленный в усилителе блок питания не требует какого либо налаживания — включил и все. Топология схемы дает возможность использование любых дросселей имеющих индуктивность не менее 5 Гн. Как вариант: применение таких приборов от устаревших телевизоров. Трансформатор питания, также можно позаимствовать у старой ламповой аппаратуры советского производства. Если есть навыки, то можно изготовить его самостоятельно. Трансформатор должен состоять из двух обмоток с напряжением по 6,3v каждая, обеспечивающие питанием радиолампы усилителя. Еще одна обмотка должна быть с рабочим напряжением 5v, которые подаются в цепь накала кенотрона и вторичную, имеющую среднюю точку. Эта обмотка гарантирует два напряжения по 300v и ток 200 мА.

Очередность сборки усилителя мощности

Порядок сборки лампового усилителя звука такой: вначале делается источник питания и сам усилитель мощности. После того как будет произведены настройки и установка необходимых параметров, подключается предусилитель. Все параметрические замеры измерительными приборами нужно делать не на «живой» акустической системе, а на ее эквиваленте. Это для того, чтобы избежать возможности вывода из стоя дорогостоящей акустики. Эквивалент нагрузки можно изготовить из мощных резисторов или из толстой нихромовой проволоки.

Далее нужно заняться корпусом для лампового усилителя звука. Дизайн можно разработать самостоятельно, либо у кого то позаимствовать. Наиболее доступным материалом для изготовления корпуса, является многослойная фанера. На верхней части корпуса устанавливаются лампы выходного и предварительного каскада и трансформаторы. На фронтальной панели расположены устройства регулировки тембра, звука и индикатор подачи напряжения питания. В конечном итоге у вас может получится устройства наподобие показанных здесь моделей.

usilitelstabo.ru

Мощные ламповые усилители

Мощные ламповые усилители — моноблок 800 Вт

Мощные ламповые усилители — восемьсот ваттный моно усилитель VTL Siegfried II увеличивает возможности совершенства для усилителей мощности выполненных на лампах. Данный аппарат считается прямым наследником передового усилителя этой фирмы VTL Wotan MB-1250. Именно эта модель является самой мощной из ламповых усилителей производимых компанией. Но на этом разработчики не остановились и вот появился новый моноблок VTL Siegfried II.

Данный одноканальный усилитель мощности способный развивать выходную мощность 800 Вт, рассчитан в основном на работу с низкоомной нагрузкой. Разработана эта конструкция с применением абсолютно ламповой схемотехники. Располагая колоссальной мощью аппарат способен отдавать в нагрузку самые взыскательные музыкальные композиции и это еще не все, на что способен Siegfried II. На борту этого монстра реализована схема регулирования тока в автоматическом режиме с использованием логического управления.

Автоматическая система диагностики

Именно эта система дает возможность моноблоку непрерывно выполнять собственную диагностику, тем самым определяя наиболее качественное воспроизведение. Абсолютная аудио диагностика полностью дает представление пользователю о режиме работы всех электровакуумных ламп и их состоянии. А также, в случае износа прибора или нештатной ситуации в ламповой цепи делает предупреждение о замене лампы либо локализации проблемы.

С недавнего времени компания Siegfried прекратила практику «слепых» замен радиоэлектронных компонентов, а также методам настройки и регулировки. Как раз с этим неминуемо сталкивались обладатели мощных ламповых усилителей при эксплуатации. Поэтому компания приняло решение ввести современные эталоны уровня качества звука.

Что могут мощные ламповые усилители VTL Siegfried II ?

В следствии того, что усилитель имеет солидные, четко выверенные источники стабилизированного питания ему удается без труда управляться с достаточно сложной нагрузкой. При этом гарантируя постоянность номинальных параметров звучания независимо от любых условий эксплуатации. Огромная мощность аппарата, хотя здесь есть более мощный оконечник мощностью 6000Вт, предоставляет возможность добиться широчайшего динамического диапазона, а также подтянутого, насыщенного и великолепно проработанного звука при басовых атаках.

Читайте также:  Усилитель hi end Magnat RV 4

Немаловажную роль в качестве звучания играют такие факторы как использовании в схеме компонентов высшего класса, отсутствие «навороченности» в конструкции. Грамотная разводка печатной платы с наименьшей, на сколько это возможно, длинной проводников. Все это вместе привносит в звучание особый колорит и насыщенность звуковой картины. Но вместе с тем, воспроизводимые усилителем музыкальные композиции не относятся к числу через чур окрашенных или с искусственным оттенком. Очень четко подчеркивается тембровая сторона звучания инструментов и вокала, а до человеческого слуха это доходит в совершенно натуральной форме.

Особенности мощного лампового усилителя VTL Siegfried:

  • Схема автоматического регулирования напряжения смещения с логикой в управлении: Функция подстройки выполняется между музыкальными переходами, при этом создаются наилучшие условия для работы всех радиоламп
  • Уникальная схема выявления неисправностей: Делает предупреждение обладателю прибора о возникшей в конструкции неисправности. После этого выходной каскад усилителя автоматически отключается, а на дисплее, расположенного на передней панели выводится специальное оповещение
  • Самодиагностика устройства: Информирует владельца о состоянии ламп, делает напоминание о надобности замены той или иной лампы, проверка предохранителей в автоматическом режиме. Визуальное отображение действующих параметров напряжения питания
  • Абсолютно выверенные источники стабилизированного питания: Выполняют работу для обеспечения стабильного и мощного звука при басовых атаках
  • Дифференциальный симметричный входной каскад: Предназначен для снижения шумовых искажений и обеспечения динамичного звука
  • Повышение периода службы радиоламп посредством системы…

usilitelstabo.ru

Мощный однотактный ламповый аудиоусилитель на ГУ-50

20

Разместил TANk 30 мая 2013. Просмотров: 125 538

Лампа ГУ-50 разработана в 30-х годах прошлого века в Германии под названием LS50. Сделана в лучших традициях немецкого качества и надежности. Про нее говорят, что ее можно или разбить или потерять. Другими способами вывести ее из строя очень и очень трудно. По этой причине эта лампа очень пришлась по вкусу военным связистам. Лампа LS50. Оригинал от Телефенкена 1942 года. Источник radiomuseum.orgБыстро лампа LS50 была один в один скопирована всеми ведущими производителями электровакуумных приборов и выпускается до сих пор. Лампа ГУ-50 - советский аналог LS50. Этакая лампа–солдат в каске и бронежилете.Достаточно широкое применение она нашла и в звуковой технике. В Сети можно найти множество вариантов схем усилителей, где на выходе установлены эти лампы.

Я предлагаю вашему вниманию датагорский однотактный усилитель на лампе ГУ-50. Наш вариант.

Кому-то выходная мощность в 10 Вт на канал покажется до смешного малой, но для однотактного лампового усилителя это очень серьезная цифра. Поверьте, даже на половине уровня в обычной комнате усилитель звучит на самом деле ОЧЕНЬ громко. С чего начинается изготовление лампового усилителя? У кого как, а у меня первоосновой усилителя (в виде законченной конструкции) обычно бывает корпус. Тут тоже началось все с него. Я нарисовал от руки эскиз коробки с требуемыми мне размерами (430х280х80мм) и трех кожухов под трансформаторы размером 120х120х110мм и заказал изготовление у друга из местной фирмы металлоизделий.Корпус мне сделали на совесть. Загнули и сварили его из 2мм стали. Я потом не раз поминал друга «добрыми» словами, когда резал и сверлил отверстия для крепежа ламп, трансформаторов, разъемов и т.п. Вот так корпус выглядел на момент примерки на него ламповых панелей и трансформаторов. Вторая основная часть усилителя это трансформаторы: пара выходных и силовой. Для изготовления выходных трансформаторов я разобрал и размотал пару одинаковых по размеру трансформаторов от компьютерных источников бесперебойного питания от знаменитой фирмы АРС. В результате получается трансформатор, обеспечивающий анодную нагрузку 4.5 ком и выходы для подключения динамиков сопротивлением 4 и 8 Ом. Для того чтобы обеспечить одинаковость параметров выходных трансформаторов я разделил пластинки сердечников поровну и потом равномерно их перемешал. Пластинка от одного трансформатора, пластинка от другого и так далее. Так можно быть уверенным, что у обоих сердечников будут абсолютно одинаковые параметры. В трансформатор вводится немагнитный зазор 0.15мм между «Ш» пластинами и «I» перемычками. После сборки трансформатора он примерно на час опускается в кастрюлю с расплавленным парафином, для того чтобы как следует пропитался. Силовой трансформатор сделан на основе сердечника Ш40х40. Расчет его производился в программе Power Trans Все необходимые данные для намотки можно видеть в окне программы.Для силового трансформатора подойдет практически любой трансформатор с габаритной мощностью не менее 150 Вт. Можно использовать силовые трансформаторы от ламповых телевизоров типа ТСШ170 или ТС180. С них надо убрать все вторичные обмотки и намотать новые, чтобы получить требуемые напряжения. А теперь перейдем непосредственно к схеме. Выходная лампа включена пентодом. На вторую сетку подается постоянное напряжение в 255 Вольт, которое снимается с отвода от основной анодной обмотки, выпрямляется диодом а затем сглаживается конденсаторами и дросселем. Это позволяет повысить выходную мощность усилителя. Смещение фиксированное. Отрицательный потенциал на первую сетку подается от отдельного выпрямителя с БП. Регуляторы смещения выведены под отвертку на верхнюю панель усилителя позади выходных ламп, чтобы можно было устанавливать режим ГУ-50 не разбирая усилитель. На переднюю панель выведены 2 индикатора. Сначала хотел их, как принято, заставить дергаться в такт музыке, но потом на них вывел индикацию току покоя выходных ламп. Заход в красный сектор – это перегрузка выходных ламп по мощности рассеивания на аноде. Настройка выходного каскада (например, после замены лампы) сводится к простому подкручиванию регуляторов и установки стрелки чуть-чуть не доходя до красного сектора. На самом деле, при первоначальной настройке я измерял напряжение на катодном резисторе лампы ГУ-50 при помощи цифрового тестера. Установил ток покоя 90 мА и потом подстроил балластный резистор индикатора, так чтобы он показал на индикаторе нужное значение. Катодный резистор в выходном каскаде выбран номиналом 10 Ом. Это позволяет более точно подстраивать режим. Второе его назначение это создание небольшой ООС которая повышает устойчивость выходного каскада от возбуждения на высокой частоте. По этой причине резистор в катод выбран марки С5-5-5Вт. Это проволочный резистор для токов высокой частоты он кроме всего работает еще и как индуктивность снижая усиление лампы на частотах выше нескольких мегагерц. Лампы – приборы высокочастотные. Даже считающаяся низкочастотной звуковой лампа 6Н2П запросто может генерировать сигнал частотой 50-80 МГц, а лампы специально созданные для работы на ВЧ легко справляются с несколькими сотнями мегагерц. Поэтому при монтаже усилителя обращаем внимание на монтаж. В первом каскаде использована лампа 6Ж4. Это тоже пентод, но включен в триодном режиме. Работает тоже с фиксированным смещением, которое создается стабилитроном КС133А. Кому не нравится такой вариант включения, могут смело использовать батарейку типа CR2032 (такие стоят на материнских платах) или же в катод поставить резистор сопротивлением 330-360 Ом и зашунтировать его конденсатором емкостью не менее 3тыс мкФ. Это даст широкое поле для экспериментов по подбору емкости и типа шунтирующего конденсатора и типу используемого резистора. Будет чем заняться длинными зимними вечерами. После первого включения и настройки режима выходного каскада немного послушал музыку. Гудение по низким частотам и немного крикливая резкая середина. Мне не понравилось. Хотя по осциллографу с генератором все правильно и красиво. На рисунке сигнал на выходе, когда уже начинается ограничение. Оно симметричное сверху и снизу. Мощность на выходе при этом 10 Вт на нагрузке 8 Ом. Стал разбираться, в чем дело. Измерил выходное сопротивление усилителя. Для этого измерил амплитуду выходного сигнала усилителя без нагрузки и с номинальной нагрузкой. Дальше по простой формуле:

Rвых=Rн((Uxx/Urн)-1)

Где Rн – сопротивление нагрузки, Uxx – напряжение на выходе на холостом ходу, Urн – напряжение на выходе при подключенной нагрузке.Получил выходное сопротивление усилителя примерно 30 Ом и это при акустике сопротивлением 8 Ом. Пришлось исправлять положение введением небольшой ООС. Обратная связь образована двумя резисторами R7 и R8. После введения ОС выходное сопротивление упало до 2 Ом на выходе «4 Ома», и до 4 Ом на выходе «8 Ом». Это самым лучшим образом сказалось на звуке. Бас стал четким. Ушла резкость и крикливость из СЧ диапазона. Несколько слов об использованных деталях. Резисторы ПТМН, С2-29 в цепи сигнала. Остальные ОСМЛТ, какие были под руками. Конденсаторы в источнике питания Nippon Chemi-Con на номинальное напряжение не ниже 450 Вольт. Это достаточно качественные конденсаторы, для которых не потребовалось шунтирование пленкой/бумагой, хотя никто не запрещает это сделать. Бумагу маслом не испортишь, как говорят бывалые ламповики. Монтаж усилителя полностью навесной. Сначала на отдельном металлическом шасси собран блок питания. Это шасси после проверки закреплено внутри корпуса. Чтобы не сверлить лишних отверстий БП крепится на те же винты, которыми крепятся силовой и выходные трансформаторы. Дроссели в БП на питание оконечного каскада взяты стандартные Др2-ЛМ от ламповых телевизоров. Дроссель для стабилизации экранных сеток тоже унифицированный Д36-20-0.05. Вместо железных дросселей можно использовать сглаживающие фильтры на полевых транзисторах - так называемые «электронные дроссели». Я взял то, что было в наличии в тумбочке. После установки распайки БП монтируется собственно сам усилитель. На винты, которыми закреплены ламповые панели прикручиваются изолирующие стойки и к ним паяю толстый медный одножильный провод – земляная шина. В дальнейшем все остальные детали паяются непосредственно на лепестки ламповых панелей и к этой шине, где требуется. Вот так выглядит со стороны подвала собранный усилитель. После завершения монтажа ставим усилитель с головы на ноги, подключаем акустику, источник сигнала и можно начинать слушать. Вот так выглядит готовый усилитель. Вид слегка «ТАНковый» любителям гламура может и не понравится. Вес, кстати, тоже соответствует – больше 20 кг. Можно использовать для утренней разминки, а чтобы было удобнее за него браться, на него установлены пара крепких железных рукояток. Электронный фильтр (дроссель) - альтернатива дросселю в БП ламповой техникиРадиолампа ГУ-50: генераторный лучевой пентод

Александр (TANk)

РФ, г.Ижевск

С паяльником с детства. По этой причине попал в спецшколу, где вместо уроков труда в старших классах были уроки радиоэлектроники. Потом физфак университета. Работа технологом в цехе микроэлектроники на оборонном заводе, пока завод не развалили.

Потом преподавал всяческую физику в университете. И вот уже лет двадцать - лужу паяю, компы починяю.

Понравилось? Палец вверх!

Поделись с друзьями!

Резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, коммутационные устройства РЭА. Акимов Н.Н., Ващуков Е.П., Прохоренко В.А., Ходоренок Ю.П.... Резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, коммутационные устройства РЭА. Акимов Н.Н.,...

datagor.ru

Схема лампового усилителя звука

Схема лампового усилителя звука 700 Вт на 6П45С

Схема лампового усилителя звука — представляю аппарат с интегрированным в один корпус предварительного усилителя и усилителя мощности звука с идеальным качеством звучания. Ламповик имеет стабилизированные режимы, в стерео выдает на выходе мощность 350 Вт на каждый канал. В моно режиме, если в оконечном каскаде установлены четыре лампы 6п45С — будет 700 Вт. Здесь указана максимальная мощность — измерялась до появления ограничения на синусоидальном звуковом сигнале.

Картинка кликабельна. Схему в большом масштабе можно взять → Здесь

Натуральная музыкальная мощность будет немного меньше. Если в выходном тракте установлены две лампы, то естественно и мощность уменьшится в два раза. При сборке лампового усилителя звука никакого специального подбора ламп не требуется, так как на каждый тетрод 6П45С есть функция регулировки. Поэтому все просто — взял схему и начинай делать.

Усилитель на лампах 6П45С

Ламповый усилитель собранный по данной схеме на тетродах 6П45С многократно проверен и работает великолепно. Было изготовлено два устройства в стерео варианте, если рассматривать как моно, то получается четыре аппарата. Эта универсальная схема дает возможность ничего не изменяя в ней собрать наиболее простой ламповик, такой, как например концевой усилитель и работать с пультом. Или же изготовить более сложные конструкции, например: с встроенным темброблоком, либо еще совершеннее — установить дополнительные входные модули для подключения электрогитар, микрофонов или синтезаторов.

Схема лампового усилителя звука, также позволяет сделать усилитель как монофонический, так и в стерео варианте. Помимо этого есть возможность не внося изменений в схему устанавливать практически любые радиолампы усиления. К примеру: вместо одной 6П45С без проблем можно применить 2 шт. 6П36С либо 6П44С. Исходя из этого легко подсчитать: если выходной каскад смонтировать на четырех лампах 6П36С — это будет эквивалентно по мощности двум 6П45С.

Читайте также:  Ламповый усилитель мощности звука

Выходной трансформатор

Также и выходной трансформатор будет стабильно работать с оконечным каскадом состоящим как из двух ламп 6П45С так и из четырех 6П36С. Хорошо показал себя в работе выходной транс от советского радио вещательного усилителя У-100У4.2, который имеет идеальную частотку и великолепное качество. Если такой трансформатор найдете, то он снимет вам трудоемкую проблему — не нужно будет наматывать с нуля выходник. Вдобавок к этому звуковая мощность получилась в пределах 175 Вт.

В данной конструкции были использованы некоторые узлы рекомендованные известными радиолюбителями. В частности представленная здесь схема лампового усилителя звука имеет в своем составе такие выходные трансформаторы. Но можно устанавливать и те, которые есть у вас в наличии и подходящие по параметрам, все будет прекрасно работать.

Стабилизатор напряжения

Характерная особенность этой модификации усилителя заключается в применении функции стабилизирующее режимы. Использование такой стабилизации исключает возможность негативного воздействия на устройство при сильных перепадах сетевого напряжения. Также данный ламповый усилитель звука не чувствителен к броскам напряжения в цепи питания, при которых скачкообразно работают все режимы радиоламп.

На этапе сборки конструкции проводились тестирование аппарата с установленной стабилизацией режимов и без нее — выявилась огромная разница между двумя вариантами. Устройство со стабилизатором намного превосходило второй вариант по надежности и устойчивости в работе, чистоте звуковой картины и прочее. Не стоит экономить на паре транзисторов. Поэтому лучшим решением будет для вас, если вы дополнительно соберете стабилизаторы напряжения. В последствии от этого вы будете вознаграждены высококачественной работой усилителя и превосходным звучанием.

Установка транзисторов стабилизатора

Для удобства установки транзисторов в цепях стабилизатора нужно использовать транзисторы в пластиковом корпусе, которые легче всего крепить непосредственно прямо к корпусу усилителя. Тем самым обеспечивая хорошую термостабильность транзисторам. Я в данной схеме использовал транзисторы от строчной развертки и блока питания фирменных телевизоров.

Читайте также:  Ламповый усилитель схема

Постоянное напряжение питания в предварительном каскаде поданное в цепь накала всех установленных там ламп, прекрасно справилось с всевозможными проявлениями фонового искажения и шумами. На слух это в действительности не слышно вообще. Естественно я распределил точки заземления, которые проложены от одного каскада к другому. А последняя точка выводится на общий корпус у катода выходных тетродов, также в этой точке сходится провод питания высокого напряжения по «минусу». Особое внимание уделяйте правильности монтажа.

Использование схемы SRPP (в русском понимании — каскад с динамической нагрузкой) в каскадах предварительного усиления, совершенно оправдывает себя устойчивостью к перегрузкам, отличным качеством, малым сопротивлением на выходе.

На представленных фото показаны готовые ламповые полные усилители: Первый — полный стерео-усилитель мощностью 700 Вт; второй — мощность 300 Вт.

usilitelstabo.ru


Смотрите также