тел.(812)955-36-84
      (911)210-88-50
      
Сегодня %d %M %y г.
%h:%m

Карниз для крыши


Карниз крыши – назначение, устройство и способы отделки

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Устройство и функции

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Виды

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз  для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:

  1. Доски. Зашить нижнюю поверхность свеса можно с помощью обычной обрезной доски или других пиломатериалов. Достоинство этого метода в том, что древесина – достаточно доступный, легкий, экологически безопасный материал. Однако, дерево плохо переносит воздействие влаги, подвергаясь гниению. Поэтому подшивка карнизов досками служит относительно недолго, кроме того она нуждается в регулярном обновлении лакокрасочного слоя, защищающего дерево от гнили.
  2. Сайдинг. Подшивка свесов сайдингом считается практичным решением, так как этот материал легко монтировать. Кроме того, сайдинг, сделанный из металла или пластика с полимерной защитой, отлично переносит неблагоприятные погодные условия, долго сохраняя свой внешний вид. Недостаток этого решения в том, что оно затрудняет вентиляцию крыши, перекрывая воздух, из-за чего деревянный каркас конструкции может гнить.
  3. Софиты. Софитами называют специальные панели для подшивка карнизного и фронтонного свеса, отличием которых является наличие перфорации, поэтому через них легко проникает воздух, но не может пройти вода. Они шире, чем сайдинг, поэтому подшивать свес ими быстрее.

Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Видео-инструкция

krovlyakrishi.ru

Карниз крыши: виды свесов, размеры, как сделать своими руками

Главное в жизни — это надёжная крыша над головой. Это подтверждают и профессиональные мастера. Они сходятся во мнении, что только надёжная и прочная крыша способна обеспечить комфортное проживание в доме. И часто надёжность и долговечность зависит от незначительных элементов, например, карниза. Эта часть крыши имеет небольшой размер и процент от площади поверхности ската. Но она выполняет настолько важные функции, что напрямую влияет на срок службы крыши и прочность конструкции.

Что такое карниз крыши

Карниз крыши — это нижняя часть ската, которая является его продолжением за пределы стен. Монтаж производится во время установки стропильной системы и формируется путём увеличения длины стропильных ног или установки кобылок. Карниз имеет верхнее покрытие, которое формируется кровельным материалом, и нижнее — зашивка деревом, сайдингом или другим материалом.Карниз крыши обустраивается для защиты стен и фундамента дома от влаги

Основными функциями карниза являются:

  1. Защита стен дома от влаги. Именно карнизный свес крыши способен предотвратить попадание атмосферной влаги и грязи на наружную стену, что позволит длительное время сохранять её привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращение ската талой и дождевой воды на фундамент. Устройство карнизного свеса таково, что потоки воды и глыбы снега, которые соскальзывают со скатов, выносятся дальше от фундамента дома. Это позволяет предупредить размытие грунта возле дома и разрушение отмостки фундамента.
  3. Придание крыши законченности и аккуратного вида. Карнизный свес способен придать конструкции крыши более пропорциональный вид, гармонично завершить архитектурный замысел дома и помочь облагородить экстерьер.

Монтаж карнизных свесов является обязательным этапом кровельных работ. При этом вид, форма и тип гидроизоляционного покрытия в этом случае не имеют никакого значения. Даже плоская крыша должна иметь небольшой вынос, который выступает за наружные стены для их защиты от влаги.

Видео: как должен выглядеть карнизный свес

Виды свесов крыши

При обустройстве скатной крыши формируется два вида свесов:

  1. Фронтонный. Представляет собой часть кровельного ската, выступающую за пределы наружной стены дома со стороны фронтона. Характеризуется небольшой длиной. Формируется за счёт обрешётки и лобовой планки, которая придаёт форму фронтальному свесу.Фронтонный свес имеет небольшие размеры
  2. Карнизный. Является нижней частью ската, которая начинается от места пересечения плоскости крыши с верхней частью наружной стены. Служит для предотвращения попадания брызг воды на отделку стен.Карнизный свес обустраивается даже на плоской крыше

По сути, карниз — это удлинение стропильных ног. Поскольку располагается свес внизу ската, то формируется он с учётом минимальной снеговой нагрузки. Однако при проектировании стоит учитывать возможность оказания значительного давления и из-за распределения нагрузок, которое возможно из-за монтажа водосточного жёлоба и снегозадержателей.

Способы формирования

Способ монтажа свеса напрямую зависит от конструкции крыши, от длины ската. Есть несколько способов формирования свеса крыш:

  1. Удлинение стропильных ног. Этот метод считается наиболее простым. Он заключается в использовании стропильных ног, длина которых больше размера ската. Чем длиннее будут бруски для стропил, тем больше будет свес. Этот метод имеет недостаток. В частности, будет увеличиваться масса каркаса, а значит и нагрузки на фундамент. Поэтому данный факт необходимо учитывать ещё во время проектирования дома.Карниз может быть сформирован путём удлинения стропильной ноги или обустройством кобылки
  2. Наращивание стропил кобылками. Кобылки — это лёгкие элементы из обрезной доски, толщина которой намного меньше толщины стропил. Такая конструкция позволяет сделать большой карниз, причём значительного увеличения массы каркаса не будет.

Часто профессиональные мастера используют кобылки для формирования свеса в том случае, если длина ската значительно превышает стандартные размеры пиломатериалов. Обычно для каркаса крыши используются доски длиной 6 м. Если же скат крыши имеет такую же длину, то карниз формируется с помощью кобылок.

Размеры свесов

Очень важно правильно подобрать размер свеса, ведь если он будет слишком маленьким, то не сможет полноценно выполнять свои функции, то есть талая или дождевая вода будет попадать на отделку наружных стен, фундамент, что в итоге приведёт к разрушению дома. При расчёте этого параметра необходимо учитывать:

  1. Климат. На размер карниза влияет количество осадков, которые выпадают в зимний и летний период. Если количество осадков большое, то необходимо использовать крышу с широким карнизом. Например, в поселениях вблизи альпийских гор дома имеют карнизные свесы шириной не менее 1 м.
  2. Наклон скатов. Чем больше угол наклона крыши, тем меньшим может быть карниз. Это связано с особенностями траектории падения снега и воды. Но если скаты крыши очень крутые, то движение воды может быть довольно интенсивным. Поэтому карниз можно сделать широким.
  3. Пропорции дома. Если постройка имеет пологую крышу и широкий карниз, она будет казаться более низкой. Вытянуть силуэт поможет узкий свес с высокой кровлей.

Минимально допустимой является ширина карниза в 45–50 см. Но такой элемент можно обустраивать только в регионах с низкой снеговой нагрузкой. При необходимости размер карниза можно увеличить до 1 м.

Способы отделки карнизов

Поскольку карниз также выполняет и декоративную функцию, нужно правильно его обшить. При этом важно не только выбрать качественный материал, но и определиться со способом отделки карниза. Последнее зависит от уклона скатов и их протяжённости.

Есть два метода подшивки карнизных свесов:

  1. Диагональный. Чаще всего используется при подшивке карнизов софитами. Он заключается в расположении материала параллельно скату. Подходит для крыш с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Выполнить такую подшивку своими руками довольно сложно, поэтому обязательно нужна консультация специалистов.Диагональная подшивка выполняется на крышах с большим уклоном
  2. Прямой. Этот метод заключается в обустройстве короба, который располагают под прямым углом к наружной стене дома. Такая подшивка займёт мало времени, но может быть затратной в отношении расхода подшивочного материала.При прямой подшивке карниза может остаться много отходов

Крепить обшивку можно как непосредственно к стропильным ногам (если угол наклона крыши небольшой), так и к специально сделанному коробу. Для его обустройства нужно:

  1. Обрезную доску толщиной в 4 см закрепить между стеной дома и краем стропил. При этом один её край можно расположить непосредственно к стропильной ноге, а второй — к примыкающей к стене дома доске (она сверху прикручивается к стропилам).Подшивочный материал можно крепить непосредственно к стропилам или к специально обустроенному коробу
  2. Возможен и второй вариант, когда к стене дома крепится не вертикальная доска, а брус. При этом крепление выполняют на дюбели.Обустройство короба карниза значительно облегчает подшивку свеса

Устройство карниза из разных материалов

Монтаж свеса является заключительным этапом сборки стропильного каркаса. По мере того как обрешётка будет готова, выполняют подравнивание стропильных ног по уровню, а затем фиксирует лобовую планку для защиты нижней поверхности карниза от влаги, заселения птиц и других неприятностей, выполняют подшивку карниза. Для этого можно использовать разные материалы.

Материал для подшивки нужно выбирать таким образом, чтобы можно было обеспечить вентиляцию карниза, ведь от этого зависит срок службы стропильного каркаса. Для удобства можно использовать специальный материал с перфорацией, например, софиты. Также можно монтировать специальные вентиляционные решётки или укладывать материал с зазором.

Из доски

Подшивку можно выполнить с помощью обычной обрезной доски или других подобных пиломатериалов. Этот метод имеет несомненные достоинства, в частности, древесина является экологически безопасным материалом, доступным каждому. Но стоит помнить, что дерево нуждается в защите от влаги, иначе подшивка карниза досками прослужит вам недолго. Для защиты необходимо регулярно обновлять лакокрасочный слой, который и защитить дерево от гнили.Деревянный карниз требует защиты от воздействия влаги

Для монтажа деревянной обшивки нужно:

  1. Доску нарезать на куски нужной длины. Пропитать антисептическими, влагостойкими и пожаростойкими составами.
  2. Подогнать ширину доски по ширине свеса.Располагать доски на карнизе можно параллельно стене и поперёк
  3. Закрепить доски саморезами или оцинкованными гвоздями с шагом в 10 мм. Следите, чтобы образовывался вентиляционный зазор.
  4. При желании поверх длинных досок, параллельных стене, можно выполнить дополнительную обшивку короткими досками. В этом случае их нужно будет расположить поперёк длинных.Деревянные доски можно располагать вдоль стену и перпендикулярно ей

Если крыша имеет значительный угол наклона, то подшивку выполняют другим способом:

  1. Сначала монтируется короб. Одна доска прикручивается к стене вертикально, вторая — по нижним краям стропил параллельно земле.Доски подшивки карниза нужно крепить с зазором
  2. Теперь крепится обрезная доска, при этом нужно оставить вентиляционный зазор в 2 см между обшивкой и стеной дома.

Из сайдинга

Подшивку карниза сайдингом можно считать наиболее практичным решением. Связано это с тем, что монтировать этот материал можно своими руками. Сайдинг представляет собой пластины из металла или пластика с полимерным покрытием. Именно поэтому он отлично противостоит любым погодным условиям, в равной степени сильному дождю, граду и солнечным лучам, при этом привлекательный внешний вид сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации. Недостатком этого материала можно считать плохую вентилируемость. Решить эту проблему легко — достаточно установить специальные вентиляционные решётки.Сайдинг плохо пропускает воздух, поэтому при подшивке карниза нужно устанавливать вентиляционные решётки

Для монтажа сайдинга нужно:

  1. Нарезать планки на куски размером, соответствующим ширине свеса.
  2. Вдоль карниза и параллельно стене закрепить направляющие профили.Сайдинг укладывать нужно на специальный профиль
  3. Между ними расположить планки сайдинга, которые соединить между собой системой шип-паз.Соединить планки сайдинга между собой поможет система шип-паз
  4. Через каждые 1,5 м установить вентиляционные решётки. Если этого не сделать, то в полости карниза будет образовываться конденсат, который будет негативно влиять на деревянные части карниза.

Из софитов

Софиты — это панели, специально предназначенные для подшивки карнизных и фронтонных свесов. От сайдинга их отличает наличие перфорации. И в этом их главное преимущество. Через эти отверстия легко проникает воздух, но при этом вода через них пройти не может. Отличия есть и по ширине. Панели софитов гораздо шире чем сайдинг, поэтому процесс подшивки займёт гораздо меньше времени.Софиты являются специальным материалом для обшивки карнизов

Монтаж выполняется следующим образом:

  1. Две J-образные планки крепятся вдоль карниза и стены саморезами.Для монтажа софитов используются специальные планки
  2. Между ними устанавливаются листы софитов, при этом длина каждой планки подшивочного материала должна быть меньше расстояния между планками на 6 мм. Это нужно для того, чтобы софиты для компенсации деформации под действием температуры. Если ширина свеса крыши превышает 90 см, то этот параметр можно увеличить до 12 мм.
  3. Лобовая доска закрывается специальной планкой.Есть несколько вариантов закрытия внешнего стыка подшивочного материала

Из профлиста и оцинкованной стали

По сути, эти материалы являются идентичными, отличия заключаются лишь в наличии полимерного покрытия и рёбер жёсткости. Они характеризуются устойчивостью к перепадам температур и давлению ветра.

Выполнять монтаж профилированного листа или оцинкованной стали нужно на стропила, которые выступают за вертикальные стены, в том случае, если угол наклона небольшой. В противном случае может потребоваться обустройство короба или монтаж брусков вдоль стены и стропильных ног соответственно.Крепить профилированный лист одним краем можно на стропильные ноги, а вторым — на брусок у стены дома

При использовании профилированного листа для обшивки нужно:

  1. Листы материала разрезать на куски по размерам карниза.
  2. Расположить их перпендикулярно стене и прикрутить. Для фиксации можно использовать саморезы.Крепить профлист можно саморезами
  3. Место стыка профлиста и стены нужно закрыть внутренним уголком (прикрепить к подшивочному материалу) и лобовой планкой (прикрепить к лобовой доске).
  4. Зафиксировать внешний уголок по внешним стыкам профлиста.Внешние стыки профлиста нужно закрыть внешней планкой

Для обеспечения вентиляции лист профнастила нужно разрезать на куски размером на 2 см меньше, чем ширина свеса.

Установка карнизной планки

Карнизную планку необходимо крепить к примыканию кровли. Выполнять работу нужно в следующей последовательности:

  1. Смонтировать лобовую доску, при этом крепить её нужно к торцам стропильной системы оцинкованными гвоздями. Альтернативный вариант — крепление в специальных пазах на стропильной системе.Монтаж карниза начинается с крепления лобовой доски
  2. Перед фиксацией карнизной планки необходимо установить кронштейны для водосточных желобов. Их можно располагать как на карнизной доске, так и на стропильных ногах.Перед креплением карнизной планки нужно зафиксировать кронштейны для водостока
  3. Теперь можно приступить к креплению карнизной планки, которую нужно установить до того, как будет производиться монтаж кровельного материала. Располагать карнизную планку необходимо поверх кронштейнов для водосточной системы. Для фиксации можно использовать саморезы, которые ввинчиваются в карнизную или лобовую доску. Шаг между крепёжными элементами может быть равен 30–35 см.Карнизная планка служит для защиты подкровельного пространства от проникновения влаги

Видео: монтаж карнизной планки

Карниз хоть и является незначительной по площади частью крыши, выполняет очень важные функции. Они заключаются в защите стен и фундамента дома от разрушения. Поэтому нужно правильно выполнить расчёт его размеров и подбор материалов для обустройства.

  • Автор: Анастасия Микитало
  • Распечатать

masterok.guru

Подшивка свесов крыши: тонкости процесса

Подшивка крыши – шаг обязательный. В результате проведения таких работ дом получает не только приятный внешний вид, но и дополнительную защиту от воздействия осадков.

Свесы – выступающие части по периметру крыши. Из задача состоит в защите стен здания от попадающих дождевых капель и прочих загрязнений, которые могут попасть на стены с кровельных скатов. Свесы могут быть различного размера, традиционно их ширина колеблется в пределах 0,4-1 м. По большому счету, выполнять подшивку совсем не обязательно. Это больше обусловлено общей эстетикой, чем функциональностью

Как бы то ни было, подшивка выполняет несколько важных задач:

  • С ее помощью можно защитить от посторонних глаз «начинку» кровельного пирога. Никому не хочется, чтобы слои гидроизоляции, утеплителя, пароизоляционной пленки были видны.
  • Подшив не дает ветру сорвать листы кровли. Если не подшить крышу, то сильный порыв ветра может проникнуть в вентиляционный зазор и попросту поднять крышу, полностью разрушив ее. Так что подшивку можно считать обязательной в ветреных регионах.

Подшивка производится только в самом финале всех отделочных работ после того, как произведена полная облицовка не только крыши, но и самого здания. Профессионалы называют подшив крыши финальным штрихом, придающим законченный вид всему строению.

Существует несколько разновидностей как самих скатов, так и пошивки. Каждый из способов подшивки подходит для определенного ската, и нужно иметь в виду все эти тонкости. Проанализируйте, какой именно скат собираетесь оформлять, и только после этого приступайте к расчетам, закупке материалов и прочим приготовлениям. Также учтите общую стилевую концепцию дома и решите, нужны ли подшивы вообще в вашем случае.

Свесы бывают карнизными или фронтонными. Карнизы располагаются горизонтально, а фронтоны – вертикально. Имейте в виду, что фронтонные свесы подшиваются только определенным образом, поскольку защитить их намного сложнее, чем горизонтальные.

Основное предназначение карнизных свесов – обеспечение вентиляции кровли.

Общеизвестно, что между слоями крыши обязательно нужно оставлять зазоры, иначе они не будут в полной мере выполнять свои функции и во многом крыша станет неэффективной. Например, если не обеспечить необходимое пространство между пароизоляционной прослойкой и утеплителем, то утеплитель может вымокнуть, заплесневеть, перестать удерживать тепло. Наличие хорошей вентиляции – одно из главных правил при сооружении кровли.

Карнизные свесы бывают простыми или с выносом. Обыкновенный свес легче в устройстве, но имеет несколько недостатков, главный из которых – гулкий звук, возникающий каждый раз, как подует сильный ветер. При выполнении подшивки с выносом таких неприятностей не возникает. Сделать вентиляцию через карнизный свес возможно и в первом, и во втором случае. Наличие выноса не является препятствием. Фронтонные свесы выполняют защитную функцию, оберегая стены здания от атмосферных явлений.

Подшивка под свес является стандартной составляющей узла, которая учитывается еще на стадии планирования. Стоит отметить, что варианты узлов могут быть разными, однако каждый из них предусматривает наличие подшива.

Обратите внимание, что производят подшивку разных крыш: мансардной, плоской, двухскатной, вальмовой. Какой бы ни была кровля, она должна быть подшита, чтобы гарантировать не только наилучшие эстетические, но и функциональные показатели. Не каждый вариант имеет фронтонные подшивы. Например, четырехскатная или плоская крыши обходятся только карнизными, так как фронтонов не имеют.

Подшивка свесов прямо по стропилам – наиболее простой способ устройства. Он используется преимущественно для кровель с малыми углами скатов (до 30 градусов). Выполнить подобную подшивку сможет даже новичок.

Технология заключается в следующем:

  • из брусков или досок изготавливают дополнительную обрешетку, по которой в дальнейшем будет выполняться подшивка;
  • обрешетка прикручивается к стропилам, располагают ее параллельно стене.

Имейте в виду, что свес обязательно должен выступать за стены на 40-50 см. Если величина больше или меньше, предпочтительно выбрать иной способ подшивки.

При желании и наличии определенного опыта можно расположить обрешетку перпендикулярно стропилам, а не вдоль них. Однако здесь важно следить за выполнением условия параллельности стене. Обшивку можно чуть направить от стены, чтобы больше обезопасить стены, однако именно параллельное расположение является эталонным.

Важным условием является нахождение свесов в одной плоскости: если они колеблются по высоте относительно земли, то лучше предпочесть другой способ подшивки. К тому же ровные свесы подшить намного проще, ведь не придется собирать подшивку из кусков. Достаточно будет использовать цельную доску или брусок.

Для облегчения монтажа специалисты советуют использовать веревку. Так, вначале подшиваются угловые элементы свесов, потом между ними натягивается веревка, и дальнейший монтаж производится уже по ней. По веревке можно сразу оценить ровность подшивов, их одинаковость, а это в большой степени влияет на общую эстетику всего вида крыши.

Горизонтальную подшивку выбирают в случаях, когда крыша имеет крутые скаты. Именно в этих ситуациях подшив смотрится гармонично и эффектно. По большому счету, горизонтальная подшивка представляет собой коробку, которая прибивается по карнизу. В дальнейшем ее специальным образом окаймляют досками. Это делается во избежание попадания влаги внутрь короба.

Если свес в ширину больше, чем 45 см, то его необходимо дополнительно укреплять. Для этого используются дополнительные балки, укладывающиеся посередине короба. Так нижняя часть подшивки прибивается и к этому бруску тоже, поэтому нагрузка на сами свесы и специально сооруженную обрешетку значительно снижается. Есть здесь и второй момент: такое крепление необходимо, если дом располагается в ветреном районе. Слишком широкий подбой может просто снести ветром.

Одним из промежуточных этапов работ является установка перпендикулярных брусьев. Их набивают перпендикулярно стене. Это делается для большего укрепления свеса, снижения нагрузки, чтобы снеговое и ветровое воздействие не сказывалось негативным образом на форме карнизных краев, а вся нагрузка перераспределялась на поперечные балки.

Приведенные способы подшивки свесов подходят для карнизов. Что касается фронтонов, то для них допустимо использовать только один из методов, особенности которого описаны ниже. Это связано и с необычной формой фронтонных свесов, и с особенностями нагрузки, которая на них ложится. Если карнизы при боковом ветре практически не подвергаются воздействию, то фронтоны в зависимости от угла их наклона могут значительно страдать от этого.

С учетом всех особенностей и был разработан способ подшивки по обрешетке для фронтонов.

Интересной особенностью обшивки фронтонного свеса по обрешетке является то, что способ остается неизменным вне зависимости от того, как именно подшивали карнизные свесы. Брус непосредственно крепится к обрешетке, составляя каркас для последующей обшивки. В дальнейшем обшивочные доски прикрепляются непосредственно к этим идущим вдоль всего фронтона брусьям.

Большое влияние на технологию подшивки оказывает то, какая именно конструкция у фронтона. Он может располагаться практически вровень со стеной (когда свесов практически не предусмотрено) или может сильно выдаваться. В первом случае подшивку делают еще и для того, чтобы вода не попадала под нее, ведь вероятность такого исхода здесь намного выше. Во втором случае вся подшивка делается снизу, там же закрепляется водоотводящий желоб.

Стоит иметь в виду, что в некоторых случаях все же стоит оставить карниз или фронтон не подшитым. Безусловно, это не касается случаев, когда свес практически отсутствует или укороченный.

В редких случаях подшивают карниз и оставляют без подшива фронтон и наоборот, но это скорее исключение, поскольку подобное сочетание не только часто выглядит непрезентабельно, но и не самое удобное в эксплуатации. Чаще всего можно встретить случаи, когда подшивка и карниза, и фронтона выполнена одинаковым способом или они оба оставлены без нее.

Таким образом, каждый из способов подшивки можно использовать при подшивании свесов своими руками. Это не вызовет затруднений, в особенности если у человека, затевающего строительство, есть соответствующий опыт.

Большее влияние на общий вид здания оказывает не только то, как именно выполнена подшивка свесов крыши, но и материал, выбранный для этого. Для подшивов можно использовать различное сырье, начиная от всем известного дерева и заканчивая специально разработанными для этих целей софитами.

Есть несколько критериев, на которые нужно опираться при выборе:

  • Важное влияние оказывает эстетическая составляющая. Материал должен согласоваться с общим видом здания и окружающим ландшафтом. Например, подшивать свесы односкатной кровли дома в стиле хай-тек резными деревянными панелями по меньшей мере странно.
  • Еще один решающий фактор – срок службы материала. Помните, что на свесы и на обшивку в частности оказывается куда большее негативное влияние, чем на кровлю в целом, поэтому материал должен быть прочным и долговечным. Идеальным считается выбор такого варианта, который имеет эксплуатационный срок приблизительно равный сроку службы самой крыши.
  • Простота монтажа тоже много значит. Многие решаются подшивать свесы в одиночку, так что материал не должен быть слишком тяжелым, хрупким или еще каким-либо образом осложнять дальнейшие работы.

Среди всего многообразия материалов, используемых для подшивки свесов, лишь некоторые обладают всеми вышеперечисленными качествами. Некоторые из них более традиционные и известны еще с советских времен, другие же появились совсем недавно.

Тем не менее, каждый из таких вариантов заслуживает внимания, так как именно их профессиональные строители рекомендуют взять на заметку.

Натуральная древесина и по сей день остается лидером среди материалов, выбираемых для подшивки. Это связано с общеизвестной технологией работы с деревом, относительной дешевизной и отсутствием необходимости приобретать дополнительные инструменты. Распилить доску, придав ей нужные вид и форму, можно обыкновенной ножовкой, а для закрепления использовать саморезы.

Еще одним достоинством является то, что дерево «дышит», создавая наиболее благоприятный микроклимат под крышей. Правильно обустроенные вентиляционные отверстия вкупе с этой особенностью дают превосходный результат: подкровельное пространство не отсыревает, не преет, излишняя влага там не накапливается. В результате все слои кровельного «пирога» служат долго и оптимально справляются со своими функциями.

При монтаже доски стоит учитывать несколько факторов.

  1. Она, как и любой природный материал, легко подвергается воздействию паразитов или иных микроорганизмов, поэтому перед началом работ материал необходимо должным образом обработать. Это не только предохранит доску от грибка и плесени, но и улучшит ее водостойкость и внешний вид.
  2. Под воздействием перепадов температур древесина сжимается и расширяется, поэтому необходимо будет оставить небольшой компенсационный зазор в пару миллиметров.

Однако не только доска является «представителем» древесины. Сюда же можно отнести еще две разновидности, широко использующиеся в подшивочных работах: вагонку и фанеру.

Во многом по своим качествам вагонка схожа с доской, однако есть одно немаловажное отличие. Планки вагонки отличаются тем, что они очень хорошо обработаны. Также, как правило, это узкие доски, в то время как струганная доска может быть какой угодно ширины.

При покупке вагонки есть некоторые нюансы, на которые профессионалы особенно обращают внимание. Так, для подшивки свесов подойдет далеко не любое сырье. Вагонка не должна быть слишком толстой, но и чрезвычайно тонкая – плохое решение. Оптимально, если толщина составляет 2-5 мм. Играет роль и влажность. Чрезвычайно сухие, пересушенные доски быстро растрескаются, а слишком влажные – разбухнут.

Для подшивки принято выбирать специально предназначенную для этих целей влагостойкую вагонку, которая обработана составом, препятствующим задерживанию на ней влаги.

Можно сделать подобное покрытие и самостоятельно, используя обыкновенный лак для дерева. Выносить на открытый воздух планки можно только после того, как они полностью просушены, иначе велик риск, что лак высохнет неравномерно и в результате вспучится. Перед монтажом необходимо около месяца подержать вагонку под открытым небом, чтобы материал адаптировался к окружающим условиям и не покоробился со временем.

Вагонка – лучший выбор, если нет желания возиться с обработкой, как в случае с досками. Стоит иметь в виду, что вагонка несколько дороже, чем струганная или обрезная доска. Ее цена составляет около 6 долларов за квадратный метр против 2,5 долларов (цена квадратного метра доски).

Как и в случае с предыдущими двумя вариантами, при выборе фанеры необходимо уделять особое внимание влагостойкости. К сожалению, самостоятельно наделить фанерные листы этим качеством не получится. Нужно изначально покупать фанеру с влагоотталкивающими свойствами.

Сами по себе плиты влагостойкой фанеры жесткие и практически не поддаются деформациям, поэтому производить их монтаж можно цельным полотном. Плиты крепятся к специально построенному каркасу из брусьев.

Вентиляция должна быть предусмотрена заранее, так как сделать из фанеры ее не выйдет. Обязательно нужно приобретать специальные вентиляционные решетки.

Для многих большие вопросы вызывает внешний вид такой подшивки. Без окрашивания или иной обработки фанерные плиты выглядят не очень привлекательно, поэтому не каждый решиться делать такие подшивы. Однако все искупает долговечность и крепость сооружения. В тому же фанера легкая относительно вагонки и досок, что тоже говорит в ее пользу.

Таким образом, среди деревянных изделий есть из чего выбирать. Многих подкупает их экологичность, других – внешний вид, третьих – доступная стоимость. Ряд качеств присущи только дереву, другие можно встретить и у альтернативных материалов, таких как пластик или металл. В любом случае, не стоит зацикливаться на чем-то одном. Перед тем как сделать окончательный выбор в пользу того или иного варианта, рекомендуется подробно ознакомиться со всеми имеющимися материалами. Только после этого можно принимать решение, которое будет обоснованным и взвешенным.

Сайдинг из поливинлхлорида изначально не был предназначен для подшивки свесов, однако некоторые предприимчивые мастера приспособили его для этого. Для того чтобы сделать подшивы из сайдинга, потребуется целый комплект деталей:

  • П-образные полосы для отделки краев;
  • «уголки» для отделки стыков;
  • вентиляционные решетки.

Предварительно стоит учесть, что профессионалы не рекомендуют использовать сайдинг при отделке фронтонных свесов, так как его жесткости не будет достаточно, чтобы выдержать все воздействия. Так, ПВХ-сайдинг подходит преимущественно для отделки карнизов.

Большую роль играет количество креплений, приходящихся на каждую планку. Минимально их может быть два, но часто количество доходит и до четырех. Это обусловлено шириной свеса: чем она больше, тем чаще устанавливаются крепления.

Многие отдают предпочтение ПВХ-сайдингу из-за большого выбора расцветок, а также демократичной цены, которая в среднем составляет 4 доллара за квадратный метр.

Серьезным недостатком является неустойчивость к ультрафиолету: уже спустя три года после начала эксплуатации сайдинг теряет значительную долю насыщенности. Выгорает он неравномерно. В первую очередь страдают те части, которые находятся непосредственно на открытых участках, детали же, расположенные в тени, могут полностью сохранить свой первоначальный цвет. Из-за этого со временем подшивка может стать пятнистой и малопривлекательной. Однако на самом сроке службы такие метаморфозы не сказываются.

Обшивка профнастилом выполняется легко. В основном это связано с тем, что материал легко режется и из него можно без труда можно «выкроить» какой угодно «лоскут» для подшивки.

Профлист – стальной рефленый лист, обработанный специальным образом, чтобы на нем не появлялась коррозия. Материал отличается высокой надежностью, стойкостью, прочностью, а также имеет и некоторые другие достоинства, в числе которых – огромный выбор цветовых решений. Можно подобрать профнастил практически любого цвета. Наибольшей популярностью пользуются темно-коричневый, белый, темно-зеленый. Такой выбор расцветок позволяет сделать подшивку, идеально совпадающую с кровлей или стенами.

При работе с профнастилом не нужны какие-то специальные инструменты.

Достаточно будет тех, которые имеются у каждого дома или их можно без труда одолжить у друга или соседа. Распиливать профлист нужно циркулярной пилой по металлу, а закреплять – обыкновенными саморезами, предварительно просверлив дрелью отверстия.

Интересной находкой стали «уголки» из профлиста, позволяющие наилучшим образом закрыть ненужные щели и зазоры. При этом необходимое пространство все же остается из-за рельефности материала.

Профнастил считается лучшим материалом, когда работы по подшивке свесов предстоит проводить новичку. Именно он менее всего трудоемок в монтаже и вызывает меньше всего затруднений. К тому же цена данного материала тоже демократичная, что не может не радовать всех желающих сэкономить.

Софиты более всего напоминают сайдинг, однако есть одно существенное отличие. Если ПВХ сайдинг был разработан для обшивки стен, то софиты – материал, специально предназначенный для подшивки свесов. Софиты имеют множество доработок, предназначенных сделать этот материал идеально подходящим для подшивов:

  • Наличие специальных вентиляционных отверстий. Некоторые планки софитов перфорированы, поэтому трудностей с доступом воздуха под кровлю не возникает.
  • Дополнительное защитное покрытие. Оно не дает ультрафиолетовому излучению воздействовать на софиты, поэтому они не выгорают даже в течение длительного нахождения под открытыми солнечными лучами.
  • Большое разнообразие материалов. Софиты делают как из металлов (медь, алюминий, сталь), так и из винила. Пластиковый вариант распространен более всего. Главным образом это обусловлено его стоимостью.
  • Легкость монтажа. Поставляются софиты комплектами, в которых есть крепежные детали, сплошные и перфорированные планки, соединители. Таким образом, процесс подшивки упрощен донельзя, а в результате получается красивый и аккуратный свес. Специализированное оборудование тоже не нужно. Сгодятся все имеющиеся в доме инструменты.

Несмотря на обилие достоинств, у материала есть один существенный недостаток. Софиты нельзя использовать для подшивания фронтонных свесов крыши. Они пригодны только для карнизов. Именно эта маленькая особенность и заставляет многих отказываться от них в пользу других, более традиционных вариантов.

Размеры свесов довольно четко оговорены в ГОСТ. Согласно этим нормам, а также СНиП, оптимальный размер свеса составляет 40-60 см, но практика показывает, что иногда этими правилами приходится пренебрегать.

Речь идет в первую очередь о строениях, принадлежащих определенным архитектурным стилям. Например, для альпийского шале уместно вынести свес на расстояние от полутора до трех метров, а для современного дома в стиле хай-тек – вообще отказаться от какого бы то ни было свеса.

Что касается материалов, то тут обязательных требований нет, однако есть рекомендованные размеры, удобство работы с которыми подтверждено на практике. Выбирая струганную доску, обратите внимание на образцы толщиной по меньшей мере 20 мм. Именно такие лучше всего подходят для подшивки, так как не прогибаются, не страдают от ветра, не коробятся.

Длина может быть любой, но лучше всего, если она будет равна длине самого свеса (или его ширине при поперечном закреплении). Это позволит избежать множества стыков, и подшивка получится соответственно прочнее.

Нет стандартных размеров даже для софитов, хотя они специально выпускаются для подшивки свесов. Однако каждый из крупных производителей считает своим долгом предложить иные размеры, нежели предлагается его конкурентом, поэтому у покупателей есть возможность подобрать именно то, что нужно им. Так, ширина панелей колеблется от 30 до 80 см, длина – от 3 до 4 м. Наиболее востребованными считаются софиты с показателями 3,6х0,3 м. Что касается алюминиевых софитов, то их толщина может быть от 0,3 до 0,6 мм. Толщина виниловых – от 1 до 1,2 мм.

Существует несколько вариантов подшивки. В зависимости от того, какой из вариантов выбран, технология исполнения будет различаться:

  • Параллельно кровле. В этом случае обшивка производится сразу под стропильными ногами. Грубо говоря, материал просто набивается на стропила. Такой способ отделки подойдет, когда крыша имеет небольшой уклон (до 30 градусов).
  • С обустройством подвесных кобылок. К стропильной ноге прибиваются бруски: некоторые вплотную к стене, другие – параллельно земле. Получается, что под свесами образуются треугольники. В дальнейшем их облицовывают выбранным материалом. Такая технология наиболее распространенная.
  • К стене. Здесь брусок прибивается к стене на уровне нижнего края свеса. В дальнейшем между стропильной ногой, образующей свес, и прибитым бруском просто набивается облицовочный материал. Такой способ наиболее прост, однако не подходит для деревянных строений из-за их склонности к короблению.

Первоочередным этапом обшивки является именно сооружение такого короба, который в дальнейшем будет отделываться материалами для подшивки. Обратите внимание, насколько прочно установлены бруски. Если работа проведена недостаточно качественно, то велик риск того, что подшивка может покоробиться, а то и вовсе разрушиться в дальнейшем. Также здесь важно учесть поправку на вентиляцию, оставив специальные компенсационные зазоры.

Как было сказано выше, отделка коробов осуществляется с помощью материалов, традиционно для этого используемых. Поскольку можно интуитивно догадаться, как именно стоит набивать доски, вагонку или профлист, имеет смысл рассмотреть отделку при помощи нового материала – софитов:

  • Приготовьте все необходимые материалы. Их комплект не зависит от того, какое сырье использовалось для изготовления самих софитов. Так, вам необходимо иметь J-профиль, J-фаску, финишный профиль и сами софиты. Для крепления потребуются саморезы с широкими шляпками.
  • Отмерьте J-профиль, отпилите лишнее. То же само проделайте с софитами. Легче всего производить резку болгаркой, но за неимением таковой можно воспользоваться обыкновенной ножовкой.
  • В профилях имеются отверстия для их крепления. Воспользуйтесь саморезами, чтобы закрепить профили на своих местах. Необходимо оставить между профилем и шляпками саморезов компенсационный зазор в 1 мм.
  • Подрежьте планки софитов так, чтобы они были на 6 мм уже, чем расстояние между пазами профилей. При монтаже в зимнее время необходимо сделать их уже на 10 мм.
  • Вставьте софиты в пазы J-профилей и зафиксируйте их. Зазоры должны быть сохранены (и между шляпкой самореза и софитом, и в 6 или 10 мм).

На этом все работы окончены. Остается лишь закрепить «уголок» по нижнему наружному краю из эстетических соображений, но этот шаг необязательный.

Профессиональные строители дают некоторые рекомендации относительно того, как произвести подшивку свесов максимально быстро, легко и с хорошим результатом:

  • Обязательно согласуйте материал, которым обшиваете свесы, с окружающей обстановкой. Обращайте внимание не только на цену сырья и простоту работы с ним, но и на его уместность.
  • Если вы не уверены в том, что проведете монтаж правильно, обратитесь к более опытному в этих делах знакомому или в специализированную фирму. Конечно, ничего сильно страшного не случится, если вы подошьете свесы крыши неправильно, однако вы потеряете время и деньги.
  • Проводите работы лучше в теплый период – с апреля по октябрь. Тогда материалы не сожмутся так сильно и вам не придется делать поправки еще и на сжатие. То же касается сильной жары: в этот период лучше воздержаться от строительных работ.
  • Обязательно заранее решите, где именно будут находиться водостоки. Не делайте вентиляцию поблизости от этого места, иначе влага может проникнуть в вентиляционные зазоры и привести к порче кровельных слоев. Оптимальным решением будет обустройство внутреннего водоотвода. Хотя он сложнее в воплощении, в процессе эксплуатации такой водоотвод намного проще.

Подшивка свесов – шаг не необходимый, но желательный. Помните о технике безопасности, приступая к работам.

Несколько секретов подшивки свесов кровли смотрите ниже в видео.

www.stroy-podskazka.ru

Как сделать карниз крыши своими руками

Обязательным элементом крыши выступает карниз. Он имеется даже в конструкции плоской крыши, укрытой рулонным материалом. Исключением из правил может быть только крыша с парапетом. Карниз не только защищает несущие стены от разрушающего влияния влаги, но и выполняет эстетическую функцию, скрывая внутренние конструктивные детали кровли.

Что такое карниз крыши

Необходимость в сооружении карнизов состоит в том, что этот элемент защищает верхнюю часть стен от разрушительного воздействия осадков и ветров. Длина карнизных свесов определяется исходя из климата региона. Чем длиннее свесы, тем больше вероятность обрушения конструкции кровли по причине скопления большого количества снега и льда при обильных осадках в зимнее время.

Карниз выполняет защитную функцию

При недостаточной длине свесы карнизов плохо защищают стены от ветра и от попадания на них дождя и снега, что приводит к их разрушению со временем. Это, в свою очередь, может привести к обрушению кровли, так как меняется геометрия верхней части стен. Правильно выполненный карниз не допустит разрушения стен и придаст всему дому завершённый облик.

Карниз состоит из нескольких частей

Конструкция карниза

Зачастую конструкция карниза на фасадной стороне основывается на выступающих стропилах. Немного иную конструкцию имеют карнизы с фронтона. В местности, где дуют сильные ветра, свесы могут выполняться длиною в 1 м. Стандартной длиной свесов является длина от 0,5 до 0,6 м, но в любом случае она зависит в первую очередь от климатических условий и выбирается индивидуально.

Карниз на фронтальной стороне формируется на основе выноса конька за пределы стен на необходимую длину, а также выноса обрешётки скатов крыши.

Свес может быть подшитым и неподшитым

Возведение домов имеет многовековые традиции, но каждый раз в конструкцию вносятся новшества для повышения эффективности тех или иных элементов конструкции, а также упрощения технологии постройки домов.

Карнизы являются неотъемлемой частью крыши, поэтому подбор оптимального типа является первостепенной задачей. При этом необходимо учитывать вид конструкции каркаса кровли, применяемый кровельный материал, а также условия климата региона, где ведётся возведение жилья.

Типы карнизов

Типов карнизных конструкций достаточно много, но все они делятся по следующим категориям:

  1. Исполнение заподлицо. При такой конструкции стропила не выступают за пределы стены. К торцам стропил по всей длине ската крыши монтируется сливная доска, на которую выполняют монтаж водосточной системы. Отрицательной стороной является практически полное отсутствие защиты стен от попадания осадков.

    Карниз заподлицо не выступает за пределы кровли

  2. Открытые свесы. Получили широкое распространение при возведении частного жилья. При этом элементы водостока монтируются на верхней стороне кровли или по торцу.

    Свес необязательно обшивать

  3. Закрытые свесы. Части стропил, которые выступают за пределы стен, покрыты кровельным материалом. При этом в кровельном материале выполняют пазы для монтажа софитов в нижней части свесов. Если конструкция жилья предусматривает чердачное помещение, то карниз должен обеспечивать и вентиляцию чердака.

    Обшитый свес более защищённый

  4. Фронтонный свес. Данный тип не имеет чётких правил исполнения. Может выходить или не выходить за пределы стены. Единственным требованием является обшивка выступающей части на ширину от 50 см.

    Фронтонный свес может выступать за пределы крыши

Длина карнизных свесов устанавливается в зависимости от типа строительства и климатических условий местности. В целом длина выступающей части карнизов варьируется в пределах от 0,4 метра до 1,2 метра.

Элементы карниза

Строение карниза зависит непосредственно от типа конструкции и способа обшивки. Но всё же есть составляющие, которые являются общими для всех боковых и фронтальных карнизов:

  • стропильный свес, который может дополнительно удлиняться кобылкой;
  • лобовая доска (этот элемент крепится непосредственно к концам стропил, причём строго вертикально, поскольку является основой для фиксации обшивочного материала и других составляющих карниза);
  • металлический фартук, который крепится на лобовую доску;
  • капельник и водосточный жёлоб;
  • непосредственно конструкция свеса;
  • брейка;
  • обшивка.

Строение карниза зависит от типа конструкции, но все они имеют общие элементы

Минимальный вылет карниза кровли

Для того чтобы обеспечить максимальную степень защищенности стен, стропила выводят за границу стены на длину порядка 0,5–0,6 м. Такая длина выступа является оптимальной, но не предельной. Но конструкция крыши не всегда включает в себя стропила, которые выступают за периметр стен. В таком случае стропила удлиняют при помощи так называемых кобылок.

Свес карниза кровли

За всё долгое время практики возведения жилья, выделилось множество вариантов исполнения свесов.

Типичные варианты свесов:

  • неподшитые — самый распространённый тип для вальмовых и скатных крыш;
  • подшитые — подходят для изготовления двускатных крыш, также могут применяться на вальмовой кровле дома;
  • коробчатые — используют при устройстве односкатной и ломаной крыши;
  • укороченные — применяют для всех типов кровель.

Карниз выполняет несколько функций

Свес на фронтоне дома

В зависимости от конструкции дома свес делается заподлицо либо выступающим. Подходит любой вариант. В случае выступающего свеса необходимо обязательно обшить открытые части конструкции крыши.

Свесы должны быть и на фронтоне дома

В настоящее время имеется в наличии широкая номенклатура типов подшивочных материалов. При этом любой из типов имеет свои положительные и отрицательные стороны, но все они обеспечивают защиту высокой степени от воздействия влаги, а также вентиляцию и теплоизоляцию крыши. Останавливаясь на определённом типе материала, руководствуйтесь в первую очередь не его эстетичным видом, а величиной срока эксплуатации.

Такими свойствами обладает сталь с покрытием из цинка (оцинковка или профнастил). Оцинковка довольно жёсткая и имеет высокую устойчивость к воздействиям температуры и ветра, механическим повреждениям. Для обеспечения вентиляции кровли выполняется зазор между обшивкой и стенами.

Подшить свес можно профлистом

Софиты

Софиты — один из самых распространённых видов обшивки карниза. Представляет собой панель из пластика с вентиляционными отверстиями, по своей форме повторяющую форму сайдинга. Дополнительным отличием является то, что панели имеют покрытие, обеспечивающие защиту от ультрафиолетового излечения. Они бывают:

  1. Медные. Данный вид софитов имеет большой срок службы, внешний вид которого имеет высокий уровень эстетики и презентабельности. Очень прочный и огнестойкий. Единственный, но существенный недостаток — высокая стоимость.

    Софиты представляются собой материал с вентиляционными отверстиями

  2. Алюминиевые. Имеют малый вес, обладают хорошим уровнем огнестойкости, довольно гибкие, а также имеют высокую степень ремонтопригодности. Покрытие алюминиевых софитов устойчиво к солнечному излучению, поэтому со временем не выгорает. Недостаток заключается в том, что выпускаются только в двух основных цветах — в белом и коричневом.

    Алюминиевые софиты бывают двух цветов

  3. Оцинкованные. Обладают длительным сроком службы, не требуют обслуживания. Они имеют хорошую прочность, хорошо защищены от влияния осадков и пожаров. Недостатком является большая масса, из-за которой процесс монтажа более трудоёмкий.
  4. Виниловые. Этот вид софитов имеет самую низкую стоимость и является самым распространённым. Обладает малой массой, отлично выполняет функции защиты от внешнего воздействия, имеет эстетичный вид, легко монтируется. Несмотря на то что при монтаже на полотне отсутствуют швы в обшивке, гарантирует эффективную вентиляцию. Для изготовления виниловых софитов применяют огнестойкий материал, который, в свою очередь, ещё и довольно прочный. Производятся таких видов:
    • сплошной трёхполосный без перфорации;
    • с перфорацией по всей площади полотна;
    • трёхполосный с перфорацией на центральной полосе (наиболее покупаемый).

      Софиты с перфорацией по центру самые распространённые

И в наше время достаточно часто встречается обшивка карнизов, выполненная из натурального дерева. Но по той простой причине, что такая обшивка монтируется снаружи и в полной мере подвержена воздействию природных факторов, к подбору древесины в качестве материала для подшивки требуется относиться серьёзно. Оптимальной толщиной деревянной планки является величина равной 20 мм. Дерево должно быть в меру сухим, так как сильно влажное дерево со временем начнёт крутить, а пересушенное, скорее всего, треснет.

Для вентиляции кровли оставляют зазор в 1,5–2 см между стеной и доской.

Видео: инструкция по монтажу софитов

Узел карниза кровли

Конструкция узла карнизов выбирается с учётом характера погодных условий в месте ведения строительства дома и достаточно разнообразна.

Карниз заподлицо

Свесы карнизов, выполненные заподлицо, делаются в случаях, если конструкция стропил не предусматривает их выход наружу стен. При этом торцы стропил укрепляют горизонтально сливной доской, которая служит защитой от попадания осадков на элементы стен дома и на элементы конструкции крыши. Одновременно доска служит в качестве места монтажа водосточной системы.

Длина такого типа свеса в домах из дерева зачастую выполняется не менее 55 см. Если дом построен из кирпича или панельный, то выполняется свес меньшего размера. При всём прочем такая конструкция при ломаной кровле имеет довольно оригинальный вид.

Узел карниза крыши может быть разным

Когда фронтон стены построен с выпуском затяжек, то обязательно используется вариант карнизов, обеспечивающих защиту чердачных помещений от сквозняка и накопления в щелях снега и льда.

Если стропила в ломаной крыше не выступают за пределы стены, тогда их удлиняют «кобылками». Их монтируют к оконечностям стропил, а к ним уже, в свою очередь, выполняют крепление обшивочного материала.

В случае когда чердачное помещение теплоизолировано, необходимо обязательно обеспечить вентиляционные каналы в карнизном свесе.

Узел открытого свеса формируется в результате обустройства выступа стропильного бруса за периметр стен. Тогда монтаж желобов для водостока выполняется либо к боковинам стропильного бруса, либо поверх него. Часто такой вид карнизов оборудуют во время строительства ломаной кровли.

Конструкция узла плоской крыши немного отличается от узла карниза скатной крыши

Узел закрытого свеса получается при помощи обшивки элементов кровли, расположенных за пределами периметра стен.

Устройство карниза на фронтоне не регламентируется и определяется только предпочтениями владельца. Единственным требованием является обеспечение защиты от осадков открытых участков кровли.

Карнизная планка для мягкой кровли

В том случае, когда применяется мягкая кровля, обязательным условием является установка капельника. Его назначение — предотвращение попадания воды на элементы из дерева, которые впоследствии могут разрушиться из-за гниения.

Капельник выполняется с изгибом в 100–130 градусов. Величина изгиба учитывает, какой наклон имеет крыша. Закрепляется он на торце кровли. При этом одна из половин капельника направлена строго вертикально вниз. Таким образом, гарантируется сток воды с поверхности крыши непосредственно в водосток. Дополнительно он обеспечивает жёсткость краёв крыши и придаёт ей приятный внешний вид.

Для мягкой кровли обычно используется специальная планка

Изготавливается капельник зачастую из оцинковки, которая имеет высокую коррозионную стойкость.

Цвет покрытия капельника подбирают в цвет кровли. Устанавливается капельник по всему периметру крыши. Применение возможно для всех видов конструкции крыш, но свою необходимость в полной мере проявляет в случае мягкой кровли. Дополнительно защищает от ветра края крыши.

Цвет капельника зависит от цвета кровельного покрытия

Монтаж карниза крыши своими руками

Правильность монтажа карниза гарантирована, когда имеются навыки в строительстве, присутствует инструмент и соблюдаются правила безопасности. Стоит обратить внимание на то, что вся технология обшивки свесов карниза опирается на стропила в качестве основного места крепления.

Необходимые материалы и инструменты

Очень важно выполнить обшивку карнизов на крышах скатного типа всех конструктивных исполнений. Особо важно выполнить правильно подшивку в тех домах, в которых на чердаке обустроена мансарда, а также для теплоизолированных кровель. Обеспечение качественной вентиляции теплоизоляционного материала является гарантией того, что он не будет напитываться влагой и как следствие не лишится своих свойств.

Вентиляция важна и для неутеплённых крыш, так как её эффективная работа обеспечивает требуемую разницу температур внутри и снаружи, что, в свою очередь, влияет на уровень влажности под кровлей.

Тут стоит отметить, что вентиляцию выполняют только в обшивке боковин кровли. Естественно, что для крыши, имеющей вальмовую конструкцию (все 4 ската расположены под уклоном) обшиваются все карнизы, а у одно- и двускатных крыш на фронтонах вентиляция не делается.

Вентиляцию выполняют только в обшивке боковин кровли

Вся обшивка карнизов крыши, имеющей скаты, крепится к стропилам. Объём и последовательность работ определяется применяемым материалом и методом монтажа.

Сделать обшивку свесов карнизов без привлечения сторонней помощи не так уж и сложно, просто необходимо соблюдать определённые правила:

  • понимать объём выполняемых работ;
  • иметь опыт монтажа;
  • иметь в наличии инструмент и приспособления;
  • соблюдать правила безопасности.

Учитывая применяемый материал, которым будет обшиваться карниз, потребуется набор инструментов, состоящий из:

  • приставной лестницы (стремянки, строительных лесов);
  • ножовки по дереву и металлу;

    Ножовка по металлу и дереву нужна для придания материалу нужных размеров

  • электродрели;
  • шуруповёрта;
  • молотка;
  • рулетки и линейки, уровня.

При обшивке карнизов могут применяться такие материалы:

  • вагонка из пластика или дерева;

    Чаще всего свесы обшивают вагонкой

  • берёзовая доска;

    Берёзовая доска идеально подходит для обшивки свесов

  • софиты пластиковые или металлические.

    Софиты обязательно имеют вентиляционные отверстия

Поэтапная инструкция монтажа

Обшивка свесов обычно делается с лесов или стремянки. Если часть стены, которая будет закрыта обшивкой свесов, не теплоизолирована, то необходимо выполнить её теплоизоляцию до начала работ. Иначе неутеплённая часть стены будет подвержена воздействию влаги, и впоследствии для теплоизоляции придётся снимать часть обшивки свесов.

Сам процесс монтажа карниза состоит из нескольких этапов:

  1. Дополнительно перед началом работ необходимо выполнить подготовку стропил, которая заключается в обрезке торцов, чтобы они выступали от стены на одинаковое расстояние, находились в одной плоскости, параллельной стене здания, и под углом в 90 градусов к земле. Затем к торцам стропил крепится ветровая планка.
  2. После этого выполняется работа по установке обшивки к поверхностям. В случае если подшивка ведётся при помощи обрезной доски, толщина её не должна превышать 2 см. Учитывая длину свеса, обрезная доска распиливается на необходимый размер. Перед монтажом на доски наносят специальный водоотталкивающий антисептический раствор. После монтажа доски нанесение раствора выполняют повторно.

    Стропила нужно тщательно подровнять

  3. Способ крепления №1: подшивка монтируется снизу к стропилам вдоль настила крыши.
  4. Способ крепления №2: монтаж ведётся на деревянный каркас, состоящий из двух отрезков бруса. Один из них монтируется к стене в вертикальном положении, а второй отрезок одним концом крепится к нижнему торцу первого бруса, а вторым — к срезу стропил. Далее к этому каркасу и крепится обшивочный материал.

Чтобы обеспечить вентиляцию пространства под обшивкой, монтаж досок производится с небольшим зазором между собой. В случае применения вагонки на расстоянии не более 1,5 м друг от друга устанавливаются вентиляционные решётки.

Между досками должен иметься небольшой зазор

В случае когда для обшивки применяются софиты:

  1. К стене и к нижней части стропил параллельно друг к другу крепится брус. На настенный брус устанавливается профиль J или F вида в качестве паза для крепления одного края панелей софитов.

    Для монтажа обшивки необходимо установить два бруса параллельно друг другу

  2. Второй край панелей крепится к брусу, закреплённому к стропилам. Торцы панелей закрывают профилем L вида.

Самостоятельная установка панелей софитов является несложным процессом, главное перед началом работ выполнить качественно обмер всех элементов.

Софиты могут быть металлическими, пластиковыми и виниловыми

В широкий карниз может быть монтирована система освещения, но для этого должно быть достаточно места. К тому же сделать это можно исключительно для подшитого карниза. Для узкого карниза вполне подойдёт светодиодная лента.

Для монтажа светильников в обшивке карниза необходимо сделать соответствующие отверстия, в которые вывести проводку. Помните, что при этом предъявляются особые требования непосредственно к используемым материалам:

  • идеально подойдёт провод ВВГ, который необходимо заземлить в металлической трубе;
  • светильники нужно подбирать такие, чтобы во время эксплуатации они не нагревались, поэтому лучше выбирать светодиодные модели.

Для подсветки карнизов могут использоваться как врезные, так и накладные светильники

Особое внимание нужно уделять монтажу водостока. Способ зависит от типа самого карниза:

  • при системе заподлицо водосточный жёлоб крепится к горизонтальной сливной доске;
  • при открытой системе свесов есть два способа крепления: к верхним кромкам стропил или по нижнему краю данного элемента.

В последнее время становится очень популярной система антиобледенения, которая заключается в монтаже специального нагревательного провода.

Видео: правильный карниз своими руками

Монтаж системы обогрева

Монтаж системы обогрева кровли является далеко не простым процессом и влечёт за собой высокие финансовые и временные затраты. Но затраченные усилия в будущем полностью себя оправдают. Монтаж можно выполнить и самостоятельно, но вот для испытания этой системы настоятельно рекомендуется привлекать специалистов для обеспечения гарантии бесперебойной и безопасной эксплуатации в дальнейшем.

Порядок проектирования системы обогрева кровли и водостоков:

  1. Выбор участков крыши, которые будут обогреваться.
  2. Определение типа электрического кабеля исходя из условий эксплуатации.
  3. Подбор системы управления и контроля.
  4. Выбор мест установки клеммных колодок.

    Клеммные колодки нужно располагать в безопасном месте

  5. Определение необходимой марки, длины и методов монтажа нагревательного кабеля.
  6. Определение электрической и тепловой мощности системы обогрева, подбор автоматов защиты, определение нагрузок по фазам.
  7. Определение способа монтажа силовых кабелей.
  8. Выбор электротехнического оборудования для щитка управления.
  9. Разработка и выпуск комплекта проектной документации.

Способ подвода электрического кабеля при установке системы обогрева должен обеспечивать максимальную скрытность. Крепление этого кабеля выполняют при помощи коррозионностойкого крепежа, который обеспечивает надёжное крепление и имеет презентабельный вид.

Для систем обогрева крыш с твёрдым покрытием и систем водостока из оцинковки используют нагревательный кабель, имеющий тепловую мощность порядка 25 Вт/м. Для мягкой кровли и водосточной системы из пластика максимальная тепловая мощность нагревательного кабеля не должна превышать 20 Вт/м.

Система обогрева карниза предотвратит падение глыб снега

Для обеспечения необходимой мощности обогрева определённой поверхности нагревательный кабель при укладке крепится на требуемом расстоянии при помощи специальной монтажной ленты. Стандартный шаг крепления равен порядка 3 см, но в каждом отдельном случае подбирается индивидуально. Для этого требуется в обязательном порядке выполнить расчёт требуемой мощности для обогрева имеющейся кровли и водосточной системы.

Для монтажа электронагревательного кабеля достаточно часто применяют специальную сетку с хомутами. При этом затяжка хомутов производится максимально аккуратно, чтобы не допустить повреждений и пережатий кабеля, которые могут привести к местным перегревам, и, как следствие, к нарушению работы всей системы обогрева.

Методы, с помощью которых производится монтаж элементов кровельных систем обогрева, развиваются непрерывно. Крепёж, требующий выполнение отверстий, заменяется более эффективными видами. Одним из таких крепежей является клеящая лента на основе алюминиевой фольги, имеющая долгий срок службы. Нагревательный кабель крепится лентой по всей длине. Так как алюминий имеет большую теплопроводность, при работе кабеля образуется зона обогрева, равная его длине и имеющая ширину до 14 сантиметров. Эта площадь превышает образующуюся при обычном способе крепления. Такой способ монтажа выполняется без сверления отверстий. Кабель не повреждается при сходе снега с кровли. Укладка и крепление нагревательного кабеля при помощи ленты обязательно производится при температуре воздуха и поверхности кровли выше нуля.

Видео: монтаж системы обогрева кровли своими руками

Карниз является обязательным элементом крыши, поскольку выполняет множество функций. Не стоит пренебрегать им и относиться к процессу монтажа халатно.

  • Автор: Анастасия Микитало
  • Распечатать

roofs.club


Смотрите также