тел.(812)955-36-84
      (911)210-88-50
      
Сегодня %d %M %y г.
%h:%m

Фасад русской избы


"Фасад-лицо избы"

Урок Изобразительного искусства (5 класс)

«Польза и красота в образах деревянного русского зодчества». (Изобразительное искусство и художественный труд по Т.Я. Шпикаловой и др.)

Тема урока: «Изба как модель мироздания».

Вид творческой работы: урок народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование фасада крестьянской избы силами «плотницких артелей». Украшение макета. Составление коллективного панно «Деревенская улица».

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний, применение и закрепление полученных знаний на практике).

Цель урока:

- изучение языка декоративно-прикладного искусства, деревянного зодчества и составление сюжетно-декоративной композиции.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с элементами декора крестьянского дома

- рассмотреть конструкцию русской избы, назначение её частей и украшений;

- показывать своеобразие русско-народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства;

- развивать умения учащихся работать в группах, выполнять коллективную работу;

- развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе изучения, зарисовок знаков семантики, образов-символов резьбы в деревянном зодчестве; логического мышления в умении составлять семантический декоративный орнамент для украшения (декорирования) фасада русской избы;

- развивать художественный вкус, трудолюбие, и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственных художественных композиций орнаментов, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненной коллективной работы в итоге (декорирование макета фасада русской избы).

- раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности на примере народного и декоративно-прикладного искусства;

- создать условия для формирования конструкторских навыков, навыков оформителя.

- воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

Инструменты и материалы учащихся: бумага, гуашь, баночка с водой, кисти.

Для учителя:

  • Презентация материала по русскому деревянному зодчеству с элементами архитектурного декора избы, узорочья теремов и др., знаков древнерусской идеограммы.

  • Пособие-плакат знаков семантики древнерусской идеограммы, и их обозначение.

  • Доска.

  • Основа композиции.

  • Детские работы.

Педагогические технологии: проектная работа.

План:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Вступительная часть, беседа без названия темы и демонстрация презентации как объяснение темы урока – 5-7 мин.

  3. Определение темы урока учащимися и объяснение художественной деятельности учащихся на уроке – 3 мин.

  4. Практическая работа учащихся индивидуально работа гуашью 10-15 мин.

  5. Работа в группах – наклеивание частей декора на макет – 5 мин.

  6. Коллективная работа.Сборка творческих работ в единое целое, анализ работ, подведение итогов изученного материала по кроссворду – 3- 5 мин.

  7. Рефлексия, уборка рабочих мест (продолжение уборки р/м на перемене).

Ход урока:

Дети получают карточки с изображением знаков-символов

-Ребята, посмотрите на свои карточки и подумайте, что означает изображенный на ней знак? Займите место за соответствующим столом

(занимают места по группам).

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

- Доброе утро!

Придумано кем-то  просто и мудроПри встрече здороваться: ”Доброе утро!”Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.Доброе утро длится до вечера.

Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом, улыбайтесь.

Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, узнать много нового и плодотворной работы.

Надеюсь, все готовы и настроились на урок. Если да, тогда начнем.

2. Во вступительной части беседы учитель ведет разговор о доме русского человека.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним древние обычаи,

Вспомним нашу старину!

Послушайте отрывок стихотворения и скажите, о чем пойдёт речь сегодня на уроке

Стучал топор, летели щепки,Со стоном падали стволы,Ломалися сучки и ветки,

И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,Крыльцо, наличники, окно.Наверно, так она рубилась,

Но это было так давно.

-Скажите, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Говоря о древнерусской архитектуре, мы сразу представляем себе величественные монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия. Но помимо дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры – русская изба. Да, простая деревенская изба

3.Повторение пройденного материала Мы уже знакомы с конструкцией избы: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза.

- Из каких основных частей состоит русская изба? (слайд №12)

  1. бревенчатый сруб

  2. кровля

  3. окна

  4. конек (охлупень) – верхний стык двух скатов крыши

5.фронтон

4.Объяснение нового материала.

Русская изба – традиционное крестьянское жилище – маленький кусочек пространства, ограждающий человека от огромного непредсказуемого мира. Ведь не даром в старину говорили: «Мой дом, моя крепость».

Крестьянская изба становилась для человека, словно маленькая Вселенная.

Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный.

А еще рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех стихий – неба, земли и подземного мира.

Третий ярус - крыша, фронтон ( символизирует небо, небесный свод )

Второй ярус - часть сруба ниже фронтона ( часть дома, где живут люди, символизирует мир людей )

Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол 

( символизирует подземный мир, землю предков )

Каждый ярус украшался по определённым правилам.

Но не только сама конструкция дома представляла собой модель мироздания, но и её отдельные части представляли собой маленькие кусочки вселенной.

- Чем и для чего украшались избы?

Резьбой по дереву. Украшение служило оберегом.

- Какие части фасада избы, украшались и какие, символы использовались в украшении?

Традиции украшения дома резным декором сохранены в творчестве народных мастеров. Человек обустраивал свой дом, наполняя его образами не только для украшения, но и для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.

Крыша, как небесный свод

В оформлении крыши символизируется  легенда  о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.  

На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь   коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья.

Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Наши предки  считали,   что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше солнца и луны - «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три  ряда  отражали глубинность «хлябей»,  небольшие кружки –   символизировали капли воды.

Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.

Конек и солнечные знаки  на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано  в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ). 

Окна - глаза дома

Окна в представлении о доме как мироздании являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, окружавшим жилище со всех сторон. Чем оно украшалось? (правильно. наличниками и ставнями)

Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части.

Соответственно на верхней доске или по ее краю изображались символы небесного мира: солнечные розетки, птицы, женские изображения, причудливые растения, животные. Эти существа воплощали стражей — покровителей людей, проживавших в доме».

И часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши.

  Центральная часть — срединный мир — реальный.

Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличник

Теперь, «читая» декор наличников, поражаешься тому, что наличник оказывается картиной вселенной, изображением космоса, окружающего нас. И наибольший эффект такой символичности достигается именно при гармоничном сочетании красоты и символов, следовании единому стилю и традиции, высокой декоративности узоров и орнаментов. 

Так же украшались и другие части декора - обереги.

- А теперь ребята, давайте вспомним, какими символами-оберегами украшали наши предки части декора избы (слайды)

Полотенца и причелины украшали символы солнца в виде розеток и полурозеток.

В украшении фронтона, «лица» дома, использовались точки-отверстия, ромбы, растительные и геометрические орнаменты, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символ земли, выше в диковинных птиц и образы солнца.

Такие наличники, требуют огромного труда и любви к своему дому и семье. Их оберегали как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему они и сохранились до наших дней.

3.Определение темы учащимися и объяснение художественной деятельности учащихся на уроке.

- А теперь ребята перенесемся на много лет назад и попытаемся представить себе, что вы состоите в столярно-плотницких артелях.

Как вы думаете, что вы сегодня будете делать на занятии?

(конструировать и декорировать избу)

Детям предлагается стать мастеровыми.

- Как бывало, село всем миром ставили. Так и нам ребята сегодня предстоит возвести нашу деревеньку всем вместе. Только вот незадача, деревеньку надо поставить очень быстро, поэтому мы разделимся на 3 артели и каждая артель или семья будет ставить свою избу, а в конце работы построим целую деревенскую улицу.

- Но для того, чтобы ниши избы были нарядными и защищенными нам надо приоткрыть тайны мастеров и посмотреть, какими деталями и декором украшали дома свои наши предки (слайд №23, №24)

(также на доске имеются подсказки виде таблиц и образцов)

Физкультминутка (3 мин) (Слайд 13). А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы, отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

- Для положительного результата вам надо распределить свою работу, кто будет главным плотником, при сборке вашей избы, а кто подмастерьем, выполняя работу по декорированию, а так же вспомнить, как правильно работать с красками, какими приемами можно пользоваться при выполнении этого задания.

Для работы нам понадобится гуашь. Вспомним основные правила работы с гуашью. В переводе с французского «гуашь» означает « водяная краска», они не прозрачны, хотя легко разводятся водой. Нужно помнить: работая с гуашью, не надо наносить слишком толстый слой, потому что при высыхании он может растрескаться. Смешивая краски, не берите больше трех цветов, а то вы не получите нужного результата. Характерный цвет деревенских изб, это мы наблюдали сегодня на примере картин известных художников, серебристо- серый, золотисто- коричневый.

    1. Мастер артели (сруб) – 1 чел.

    2. Причелины -1

    3. Лобовая доска, кисти причелин - 1 чел.

    4. Полотенце, охлупень - 1 чел.

    5. Наличники - 1чел.

    6. Ставни– 1 чел.

(в группах задействовано по 6-7 человек)

4. Практическая работа учащихся индивидуально, работа с шаблонами, краской (слайды №26, № 27, №28).

(При работе может использоваться музыкальное сопровождение)

5. Работа в группах – наклеивание частей декора на плоский макет.

(слайды №29, 30)

6. Коллективная работа. Сборка творческих работ в единое целое, анализ работ, подведение итогов.

Вот мы всем «миром» и построили нашу деревенскую улицу.

- Ни один дом не похож на другой.

Да, Русь могуча и едина,И это не пришло извне.Большая роль, неоспоримо,

Принадлежит простой ИЗБЕ.

А теперь давайте украсим нашу улицу цветочным лугом. Выберите пожалуйста цветок, который передаёт ваше настроение в конце урока.

Розовый цветок – всё получилось, работал активно, самостоятельно справлялся с заданиями.

Оранжевый цветок - всё получилось, работал активно, с заданиями справлялся полностью с небольшой помощью товарища или учителя.

Зелёный цветок–работал на уроке, не всё получилось, справился с незначительной ошибкой, с небольшой помощью.

На этом мы закончим урок, но с русской избой не прощаемся. А на следующих уроках узнаем еще много её секретов.

Домашнее задание. Подготовить мини проект в группах.

1 тема: «Приметы, связанные со строительством домов и новосельем на Руси и в наше время

2 тема: «Деревянные здания в нашем городе» Кто их строил? Когда Как украшали?

3 тема: « Деревня в произведениях русских художников». Что изобразили художники на своём полотне? Какие краски использовали при изображении избы? Что они хотели показать своей работой?

Словарь терминов

Венец- один ряд брёвен в срубе, скреплённых между собой по углам врубками.

 Дымник- наружная часть деревянного дымохода избы или верхнее отверстие для выхода дыма из юрты.

 Изба- отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом.

 Конёк- бревно на стыке кровли из досок.

 Крыльцо- наружная пристройка при входе в дом с площадкой и лестницей.

 Лобовая доска- украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

 Наличник- украшенное обрамление окна.

 Оберег- специальный предмет, знак или орнамент на жилище и народном костюме, предназначенный по поверьям охранять, оберегать от дурных сил, от всего злого.

 Полотенце- резная доска, свисающая со стыка причелин.

 Причелины- доски, обычно украшенные резьбой; ими закрывают торцы скатов избяной крыши.

Сруб – построение из брёвен, образующее стены построек.

Фронтон-  треугольник, образуемый скатами крыши.

kopilkaurokov.ru

Разработка урока "Фасад русской избы"

Тема урока: Фасад русской избы

Класс: 5

Автор: Кальницкая Л.Ю

Целеполагание для ученика:

должен знать: устройство фасада русской избы, виды резьбы, традиции русского народа;

должен уметь: распознавать виды резьбы, расчертить решетку верхней и нижней частей окна, правильно построить геометрическую форму окна, построить симметричную форму «кокошника» и «фартука».

Целеполагание для учителя:

воспитать у школьников любовь и интерес к русскому народному искусству, бережное отношение к традициям своего народа, чувство национальной гордости за русское искусство; воспитать уважение к системе ценностей русского народа на материале народного творчества; обучить учащихся видению красоты, своеобразия деревенских изб, пониманию связи формы избы и ее назначения; развивать творческие способности учащихся; организовать работу учащихся по оформлению окна русской избы, построению чертежа окна и решетки для верхней и нижней частей окна, созданию формы «кокошника», «фартука» и ставней, оформлению окна элементами декоративной избы.

Предметные цели:

знать: устройство фасада русской избы, виды резьбы, историю возникновения избы, традиции русского народа;

уметь: распознавать виды резьбы, правильно построить геометрическую форму окна, создать решетку верхней и нижней части окна, построить симметричную форму «кокошника» и «фартука».

Цели, отражающие развитие ОУУН:

развитие навыков самостоятельной работы, работы с информацией, навыков построения геометрических и выполнения рисунков и чертежей.

Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели:

Воспитать у школьников любовь и интерес к русскому народному искусству, бережное отношение к традициям своего народа, чувство национальной гордости за русское искусство; развивать творческие способности учащихся; воспитать уважение к системе ценностей русского народа на материале народного творчества.

Домашнее задание: найти пословицы и поговорки о русской избе.

Оборудование, материалы необходимые материалы: конспект урока. Рабочие материалы: лист формата А4, линейка, карандаши цветные. Фломастеры, информационные карточки, проектор, презентация «Фасад русской избы».

Опорные понятия, термины: изба, ставни, резьба, древесина, фасад, оберег.

Новые понятия, термины: причелины, «полотенце», «фартук», «кокошник», подзор, торцевая доска.

Ход урока

Этап 1. Организационный (2 мин.)

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую старину. Работа у нас с вами будет интересной и плодотворной, если у вас будет хорошее настроение. Какое у вас настроение?

Этап 2. Актуализация познавательной деятельности. Беседа (4 мин.)

Жизнь человека всегда была глубоко связана с родным краем. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Каждое поколение оставляет своим потомкам здания, через века проносящие дух своей эпохи. Постройки переживают своих создателей на десятки и сотни лет и поэтому становятся связью между поколениями. Здания могут поведать нам о социальном устройстве общества, занятиях, быте, привычках, эстетических взглядах людей, их мировоззрении. Остановимся подробнее на крестьянской избе.

Рассказ сопровождается показом презентации «Фасад русской избы»

Этап 3. Объяснение нового материала. Беседа (15 мин.)

Деревянный мир избы

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово “деревня”.

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, “на радостном месте”, чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилась “у лица”.

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце они как теплый светящийся мед.

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство.

ИЗБА - это слово звучало в древности как “истопка”, “истьба”, то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу. Бревно на Руси клали с остатком. Такой способ крепления назывался “в обло” или “с остатком” (чтобы углы не промерзали зимой).

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец. Основной инструмент – топор.

А у кого из вас есть родственник, которые живут в деревне и где сохранились русские избы? Как они выглядят?

Двухскатная крыша - шапка здания. Чем выше она, тем легче скатываются с нее снег и дождь.

Окна- очи, глаза, свет.

Лобовая доска - закрывает стык бревен с досками треугольника под крышей.

Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины.

Стык причелин, чтобы в щель не попадала вода, сверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем.

Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой - деревянное кружево.

На концах причелин и полотенец можно увидеть резную круглую розетку - символическое изображение солнца.

Люди изображали магические знаки - обереги на самых ответственных местах (охраняли). Украшения - обереги (птицы, кони). Конь - верный помощник крестьянину. Конь - оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно, которое закрывает стык обоих скатов крыши - конек крыши.

Окна - глаза на лице дома, связь с внешним миром.

На фасадной стене прорубалось одно красное окно - окно большого размера, которое прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями - косяками “косящие” или “красные” (красивые).

Окна обрамлялись наличниками - самая украшенная часть избы.

На ночь окна закрывали деревянными ставнями от холода.

Во время обсуждения сложного плана, текста описания фасада русской избы обращается внимание на значение отдельных архитектурных деталей в общем облике крестьянского дома - это обрамление фронтона, окон, конька крыши. Разнообразные по размерам и форме, по силуэту и по степени проработки детали фрагменты органично вкомпанованы в общую композицию дома, играют роль своеобразных акцентов, расставленных умелой рукой мастера.

Этап 4. Практическая работа, индивидуальная (19 мин.)

«Окно деревенского дома»А. Нарисуй окно (ставни, кокошник, фартук)

  • Выполняй работу при помощи линейки

  • Строго придерживайся размеров и симметрии

  • Соблюдай последовательность в работе

Б. Нарисуй вспомогательную решетку

  • Над окном начерти прямоугольник и раздели его на равные части

  • Под окном начерти прямоугольник меньшего размера и тоже раздели на равные части

В. Нарисуй кокошник и фартук

  • Придумай свою форму кокошника и фартука

  • При помощи вспомогательных прямоугольников нарисуй их

  • Помни, что все должно быть симметричным.

  • Сотри вспомогательные линии

Г. Проверь себя.

  • Сравни свое окно и окно мастера

  • Проверь, все ли ты сделал правильно

  • Если есть ошибки, исправь их

Д. Укрась свое окно.

  • Вспомни, как украшали окна мастера резьбы

  • Придумай свой рисунок и укрась ставни, кокошник и фартук

  • Сделай свое окно веселым и красивым.

Этап 5. Рефлексия. Индивидуальная (2 мин.)

Учащимся задаются вопросы:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вам особенно понравилось?

  • Что хотели бы повторить?

Необходимо спросить изменилось ли их настроение к концу работы (использовать информационные карточки), поблагодарить за работу.

Этап 6. Подведение итогов, фронтальная (3 мин.)

В конце урока организуется выставка работ учащихся, проходит коллективное их обсуждение, отмечаются наиболее удачные, качество выполнения, прорисовка архитектурных деталей, красивые цветовые сочетания. Учащиеся должны полюбоваться своими работами, убедиться, что они смогли передать красоту русской избы.

Формируемые на уроке УУД

Регулятивные УУД: Организация рабочего места, планирование времени этапов практической работы.

Познавательные УУД: Изучение устройства фасада русской избы, видов резьбы, истории возникновения избы, традиций русского народа.

Коммуникативные УУД: Ведение беседы на заданную тему.

Личностные УУД: Познание культуры своего народа, развитие творческой деятельности и эстетического вкуса.

infourok.ru

Русская изба. Фасад северной избы Символика в резном убранстве избы Конь – охлупень – Конь – охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал. - презентация

1 Русская изба

2 Фасад северной избы

3 Символика в резном убранстве избы Конь – охлупень – Конь – охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Доски- полотенца, доски – причелины – круглые розетки и полурозетки – символы солнца; круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники – символы земли.

4 Фронтон – верхняя часть фасада избы. Фронтон – верхняя часть фасада избы. На лобовой доске идущей по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: На лобовой доске идущей по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Резьбу называют глухой, долбленой, корабельной.

5 Наличник - декоративное обрамление оконного проема. Образы –символы: русалка – берегиня – символ водной стихии, устрашающие гривастые львы – собаки. Образы олицетворяли нижний, подземный мир.

6 В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию.

www.myshared.ru

Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище. - презентация

1 Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище.

2 Дом – космос Древние славяне представляли мир в виде трех составляющих: Верхний мир- правь (мир добра, богов, неиссякаемый источник воды- «хлябей небесных»), в нём живут птицы Средний мир- явь (живой мир людей и животных) Нижний мир- навь (мир зла, тьмы и мертвых) Дом человека представлялся как защита от навьих душ, нечисти и представлял собой модель мироздания.

3 Тип русской избы Охлупень (конек) Сруб Щипец (чело)

4 Элементы оформления избы 1. Полотенце 2. Причелина 3. Слуховое окно 4. Кисть 5. Подзор (лобовая доска) 6. Очелье наличника 7. Низ наличника 8. Торцовая доска

5 Символика в оформлении избы Солярные знаки- символ света, начала жизни, жизненных сил. Полотенце Окончание причелины Конек

6 Водные знаки- символ текущего времени, долголетия.

7 Земляные знаки- символ богатства, плодородия.

8 Элементы смыслового геометрического орнамента

9 Символика образов в оформлении избы Конь Конь-символ достатка, силы и доброты. Дерево жизни-Дерево жизни- символ растительных сил природы, продолжения рода. Берегиня Берегиня- символ единства сил земли и неба, от которых зависит жизнь человека. Птица Птица- символ света и тепла, радости и счастья, охраняющий покой в доме. Птица сирин-Птица сирин- символ счастья. Русалка Русалка –символ водной стихии. Лев Лев – символ силы и власти.

10 Смысловое оформление окна Фасад- лицо избы, окна- ее глаза. Наличник Наличник- декоративное оформление окна. Очелье Ставни Низ

11 Рисование фасада избы

www.myshared.ru


Смотрите также