тел.(812)955-36-84
      (911)210-88-50
      
Сегодня %d %M %y г.
%h:%m

Чем склеить гипсовую фигуру


Как склеить изделие из гипса?

Как склеить изделие из гипса?

  • Для склеивания декоративных деталей из гипса, монтажа перегородок из гипсовых блоков и для приклеивания плит из гипскартона сейчас существует много разновидностей клея.

    Например, вот такие варианты представлены на фотографии:

    Для работы с мелкими гипсовыми деталями или обломками можно воспользоваться quot;мгновеннымиquot; клеями на основе цианакрилата. Достаточно смазать края обломков таким клеем и плотно прижать на несколько секунд.

    А когда - то такого богатого выбора не было и мы в зуботехнической лаборатории смывали старую горючую 35-мм плнку из нитроцеллюлозы, резали е кусочками и растворяли в обычном ацетоне.

  • Да обычным моментом или клеем ПВА. А вообще правильно склеивать самим гипсом. Только делать надо правильно. Стенки хорошо промочить, а новый гипс разводить побыстрей и наносить жидкий и саму трещину замазать сверху, загладить.

  • Вопрос актуальный, в том числе для подростков, которые случайно разбили мамину любимую гипсовую статуэтку). Подскажем, как и чем ее можно склеить.

    Для гипса применимы пропиточные способы, когда используются клеевые растворы, только разбавленные.

    Почти все термопласты можно растворять в органических растворителях и склеивать таким средством гипсовые изделия. Подойдут quot;ПВБquot;, quot;ПВА-дисперсияquot;, quot;ПБМАquot;, quot;БМК-5quot;. Можно использовать и клей quot;БФquot;, однако он оставляет следы желто-коричневого цвета.

    **

    Прежде, чем клеить гипс, очистите хорошо поверхности, которые собираетесь склеивать.

    Можно обратиться в специализированный магазин, где вам также подскажут способ склеивания гипсовых частей.

  • Из гипса можно сделать различные изделия, например, какие-то фигурки, статуэтки или другие поделки.

    Хорошей прочностью гипс не отличается, поэтому любое изделие из гипса может треснуть, если его чем-то стукнуть или упустить на пол.

    В таком случае на помощь придет обычный суперклей. Склеиваемые поверхности должны быть сухие и без мусора.

    Можно применить любой другой прочный строительный клей.

    Склеивать надо аккуратно, руководствуясь инструкцией по склеиванию, а также постараться сложить поверхности максимально точно, чтобы впоследствии не было видно изъяна.

  • На вопрос quot;как склеивать гипс не повредив фигуры?quot; есть один ответ - специальным клеем секунда. Моментом тоже можно клеить, но после высыхания на месте стыка появится желтизна.

    Можно сырым гипсом соединить гипсовые детали, но будет небольшое увеличение или в дину или в ширину, смотря как будете жидкий гипс намазывать.

    Синдетикон или столярный клеем тоже можно использовать для склеивания гипса.

  • Я сама столкнулась с необходимостью срочно склеить детали гипсовой фигуры. Я делала слепок с руки ребнка и в процессе извлечения ещ полусырой фигуры из геля один палец отломился... Сырым методом (то есть тем же гипсом или штукатуркой) я клеить палец на место не решилась. Был риск, что палец от влаги может раздуться, а это будет очень заметно.

    Поэтому для приклеивания гипсовой части я решила использовать клей ПВА. Развела его с гипсом погуще, что бы получилась гипсовая каша по консистенции напоминающая манную. Вот такой своеобразной замазкой и провела по слому, оставляя тонкий слой. Подержала, пока палец не quot;схатилсяquot;, после чего оставила в покое на день.

    Вечером уже спосойно обработала фигуру лаком. Палец не отвалился, держится. Правда, место слома вс равно заметно, ведь я заню куда смотреть )) В итоге я склеила-таки гипсовую фигуру, хотя самой в начале в это не верилось!

  • Склейка гипса не такая уж и сложная задача, если только при падении гипсовой статуэтки не были потеряны некоторые е кусочки.

    Мне удалось склеить статуэтку клеем quot;Секундаquot;. Только предварительно я мокрой кисточкой обработала края отломков, чтобы наверняка удалить гипсовую пыль. Когда гипс высох, смазала этим клеем обломки и прижала на пару минут. Излишки клея удалила сразу, а то по цвету вс равно шов отличается.

    А если небольшие кусочки потерялись, то в недостающие места придтся докладывать гипсовую штукатурку, разведнную то консистенции творога.

    После склеивания фигурку лучше положить на сутки, чтобы никто е не тревожил и клей наджнее схватился.

    Предлагали мне использовать для реставрации специальный клей quot;Синдетиконquot;.

  • Если разбили гипсовую статуэтку, а в последнее время все чаще продают изделия из гипса правда окрашенные так что не скажешь что это гипс. Склеить их можно на клей момент или клей ПВА. Правда скрыть трещину не получится, место где изделие разбилось и склеилось, нужно будет закрасить подходящей краской.

  • Гипс естественный материал, часто ломается, но изделия из него выглядят очень красиво. Склеить изделие можно особым клеем, который продается в специализированных магазинах, либо обычным клеем моментом.

info-4all.ru

Как клеить изделия из гипса

16.03.2018

     Гипсовая лепнина пользуется огромной популярностью благодаря своей универсальности, а также сравнительно невысокой цене. Прикрепить такие элементы несложно, и для этого совсем не обязательно прибегать к помощи специальных мастеров. Способы монтажа могут быть весьма разными и зависят от формы, а также от веса изделия. Не забывайте, что далеко не все помещения подходят для подобной отделки, например в помещениях с низкими температурами или повышенной влажности их использовать не стоит. Это касается, например, ванных комнат. Но если ваша ванная достаточно хорошо вентилируется и влажный воздух там не застаивается, то можно смело использовать такой вид декорирования.       С достаточно легкими деталями проблем возникнуть не должно, так как прикрепить их можно с помощью обычного клея. Как правило, используют монтажный клей либо ПВА. Еще рекомендуют использовать гипсовый раствор. Прежде чем наносить клей или гипсовую смесь, поверхность изделия шлифуют наждачной бумагой, для того чтобы придать ей шероховатости.  Потом можно наносить клей и приставлять изделия к поверхности. Прижав гипсовый предмет к поверхности нужно дать ему несколько минут, чтобы произошло взаимодействие клеящего вещества, после чего оно будет намертво схвачено.       Далее может возникнуть вопрос, как клеить гипсовую лепнину  большего веса. Здесь тоже нет особых секретов. Для того чтобы элемент был прикреплен как следует, делают специальный клеевой раствор. В его состав входят:      Воду и гипс размешивают до состояния схожего с густой сметаной. Поверхности следует заблаговременно перегрунтовать водой с клеем. Изделия также обрабатывают наждачной бумагой и увлажняют. В некоторых случая, если гипсовая конструкция больших размеров применяют дюбеля, размещая их через каждые 15 см.  Прорезные отверстия потом обрабатывают гипсом, так чтобы они стали незаметными.      Те, кто работают с гипсом, наверняка знают, что прочность гипса бывает разной в зависимости от марки. Специальные испытания проверяют на изгиб и сжатие  образцы гипса, таким образом выделяют 12 марок гипса за прочностью, от Г2 до Г25.  Однако для укрепления элементов часто используют дополнительные вещества. Так например советуют готовые изделия пропитывать купоросом разных металлов ( цинковым, медным, железным). Также для укрепления используют  свежегашеную известь, которую добавляют перед затворением гипса в форму. Готовые части можно обработать глауберовой солью, что также позитивно скажется на твердости изделия. 

   Чем лучше клеить гипсовую лепнину 

     Любая, даже самая совершенная лепнина может оказаться недолговечной, если ее неправильно или плохо приклеить к поверхности. Сегодня существует большой выбор различных вариантов для клейки лепнины, вам нужно лишь подобрать правильный исходя из нескольких главных параметров. Прежде всего, это:
  • Поверхность, на которую вы будете клеить изделие
  • Возможность дальнейшей обработки лепнины
  • Температура в помещении
  • влажность
     Удостоверившись в том, как правильно клеить лепнину, можно приступать к выбору клея. Рассмотрим основные виды:
  • Шпаклёвочный клей. Его применяют в том случае если гипсовое изделие уже закреплено саморезами, а также для заделки стыков.
  • Силиконовый клей. Не требует применения саморезов, однако, предназначен для небольших гипсовых конструкций 
  • Стыковочный клей. При правильном использовании сделает гипсовую конструкцию, состоящую из нескольких деталей монолитной
  • Универсальный клей. Название говорит само за себя, подходит как для крепления изделий так для заделки швов. 
     Правильный клей для гипсовой лепнины очень важен в декорировании, поскольку гипсовые элементы, которые не закреплены должным, образом могут попросту отстать от поверхности, а повторное их крепление будет еще сложнее. Поэтому лучше  сразу выбрать хороший монтажный клей. Отдельно обратите внимание на рекомендации к использованию смесей, некоторые из них предназначены  только для работы в помещениях, а также имеют противопоказания к низким температурам ( от +10 и ниже). 

gipster.com.ua

Как склеить гипс?

Вам понадобится:

  • Гипс, который нужно склеить
  • Еще гипс
  • Клей

#1

Склейка гипса – это непростая, но и не сложная задача. Бывают разные ситуации. Например: гипсовая фигурка падает и разбивается на мелкие осколки. В этом случае может подойти клей секунда, правда и случается так что, некоторых частей недостает. В этих случаях подойдет гипсовая штукатурка.

#2

Разводить ее надо так, что бы консистенция была как творожная масса. И этой массой аккуратно восполнить недостающие части. Кроме клея секунды подойдет и другой клей. Но тот же момент оставляет коричневые пятна после высыхания и если фигура белая, то уже не так смотрится.

#3

Как склеивать гипс с помощью самого гипса? Здесь может присутствовать один момент. Если сырой гипс положить встык частей гипсовой фигуры, то есть риск увеличения в размерах. А если сырым гипсом обмазать с изнаночной стороны, то будет увеличение объема и веса.

#4

Так же можно склеить гипс Синдетиконом или столярным клеем, но нельзя что бы клей выступал. А черный шов аккуратно замазать гипсом. Гипсовая шпатлевка тоже годится для склейки. Важно перед склейкой слегка пройти мокрой кисточкой по склеиваемым поверхностям, иначе останется мелкая пыль, и соединение будет плохо держаться.

#5

После того как прошли мокрой кисточкой надо дать высохнуть (если вы клеите с синтетическим клеем). Затем, намажете клеем склеиваемую поверхность, (если клеите моментом, то подождите полминуты) и прижмите друг к другу. Тот клей, который выступил, удалите.

#6

Подержав несколько секунд и убедившись, что половинки держатся, положите аккуратно склеенные части в место, где изделие не потревожат, ровно на сутки. Затем, если это требуется, промажете специально разведенным гипсом. И при необходимости (после высыхания) обработайте мелкой наждачкой. Деталь склеена, и можно поставить данную гипсовую фигурку на место.

#7

Как склеить гипс, если фигурка цветная? Тут уже все зависит от вашего внимания, усердия, и таланта к живописи. Надо подобрать краски по цветосочетанию, лак. Затем кисточкой, (какую по размеру это сами определите) нанести краску, и после высыхания оной, покрыть сначала место, которое было покрашено. А затем и все изделие полностью.

uznay-kak.ru

РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Очистка гипсовой скульптуры

Повышенная пористость нетонированного гипса и его малая устойчивость к истиранию резко ограничивают применение механических способов очистки, особенно с использованием водных моющих средств. Активная водопоглощающая способность гипсовой поверхности служит причиной быстрого всасывания влаги вместе с загрязнениями в поры материала и его размывания. Помимо этого, глубокое насыщение гипса водой может вызвать повреждения армированной скульптуры (коррозию металлических и разбухание деревянных каркасов), а также растворение нередко присутствующих в толще гипса окрашенных включений, выносимых на поверхность по мере испарения влаги. Ограниченное применение моющих средств в сочетании с механическими способами очистки допустимо лишь на скульптуре с неповрежденной поверхностью и хорошей сохранностью защитного покрытия, в чем необходимо убедиться, увлажнив небольшой участок поверхности. При отсутствии быстрого впитывания нанесенной влаги (это свидетельствует о защищенности пор) можно воспользоваться препаратом «ВЭПОС» или «БИО-МИГ» по методике, рекомендованной для очистки камня.

Во всех остальных случаях, особенно при очистке светлой скульптуры, следует предпочесть пленочные способы очистки, исключающие механическое трение и сводящие к минимуму применение воды.

Пленочный способ очистки гипса

Одним из таких способов является очистка гипса с помощью крахмальных компрессов, которая заключается в следующем. Из картофельного крахмала готовят клейстер (для приготовления 1 кг клейстера берут 930 г дистиллированной воды и 70 г сухого крахмала). В доведенную до кипения и снятую с огня воду доливают разведенный в 100 г холодной воды крахмал и перемешивают до образования густого клейстера. Охлажденный (до 40—45 °С) клей готов к применению.

Предварительно обеспыленную флейцем или пылесосом поверхность скульптуры целиком покрывают приготовленным раствором в один прием, чтобы не было ореолов на границе между обработанными и необработанными участками поверхности. Клейстер наносят флейцем, а в глубоких западинах — кистью. Для получения нужной толщины покрытия (0,4—0,5 см) обычно требуется 2-кратное нанесение с интервалом в 10—15 минут. На покрытую клейстером поверхность тщательно укладывают равномерный слой разрыхленной ваты (1—1,5 см), назначение которой — препятствовать пересыханию пленки и облегчить ее последующее удаление.

Через 6—10 часов следует проверить состояние пленки, слегка отвернув край компресса. Если пленка приобрела достаточную эластичность и легко снимается, компресс можно удалить. В противном случае срок выдержки увеличивают (это зависит от температуры и влажности воздуха в помещении). Особенно следует остерегаться пересыхания пленки, так как это сопряжено с риском отслоения частиц гипса вместе с удаляемой пленкой. Если все же пересыхания не удалось избежать, пленку распаривают горячей водой. В случае необходимости перенесения заключительной части работы на сутки и более, можно предохранить компресс от пересыхания, закрыв обработанную клейстером скульптуру бумажным чехлом.

Этот способ очистки оказался исключительно эффективен при реставрации гипсовых медальонов работы скульптора Ф. П. Толстого (ил. 32).

32. Медальон «Битва при Лейпциге». Ф. П. Толстой (1783-1873). Гипс. ГМО «Художественная культура Русского Севера». Архангельск. В процессе реставрации. Удаление загрязнений с помощью крахмального компресса.

Склейка гипса

Пропиточные способы с использованием разбавленных клеевых растворов, рекомендованные для склейки пористого камня, применимы и для гипсовой скульптуры. Исключение составляют лишь некоторые клеи, например типа БФ, оставляющие на светлом гипсе интенсивные желто-коричневые ореолы.

Обычно применяют растворенные в органических растворителях термопласты: ПБМА, ПВБ и БМК-5 или водные растворы ПВА-дисперсии.

Перед склейкой гипса важно полностью удалить все, даже самые мелкие частицы гипса (а иногда и волокна пеньковой арматуры), присутствующие в местах разлома и мешающие точному совмещению соединяемых частей. Обычно применяются клеевые растворы более жидкой консистенции (15—20%), чем для склейки пористого камня, в остальном же методики склейки гипса и камня ничем не отличаются (ил. 33—34).

33 34 33—34. Бюст Н. И. Пирогова. Неизвестный скульптор. Начало XX в. Гипс патинированный. 2-й Московский медицинский институт. 33. До реставрации. 34. После реставрации. Произведена замена арматуры, склейка на ПВАД, догипсовка и тонировка швов.

Если нужно заполнить значительные зазоры между соединяемыми фрагментами, уместно производить склейку на жидком гипсовом растворе с добавлением в воду, предназначенную для затворения гипса, 15—20%-ный ПВАД.

После соединения фрагментов излишки гипса выжимаются, а фрагменты фиксируются до полного схватывания раствора. Затем гипсовочной лопаткой или ножом удаляют излишки гипса, выступавшие вдоль соединительного шва. Просохший шов при необходимости тонируют под общий тон акварелью с гуашевыми или темперными белилами.

Восстановление утрат и заделка сколов на гипсе

Для восстановления утрат на гипсовой скульптуре издавна применяется способ так называемой догипсовш, состоящий в нанесении на поврежденные участки гипсового раствора, из которого и моделируются восстанавливаемые фрагменты.

Утраченные детали сложной конфигурации обычно вначале выполняются в мягком материале (например, в белом пластилине), а затем с этой модели снимают форму, по которой и отливается гипсовое восполнение. Материалом для изготовления формы может быть гипс или, что гораздо удобнее, какой-либо синтетический эластичный материал — «Сиэласт», «Беласт», «Виксинт» и т. п. (ил. 35—36).

35 36 35-36. Водоросли. Фрагмент фонтана. А. Г. Сотников (1904-1989). «Счастливые рыбаки». Фарфор, цветные глазури, роспись. ГТГ. 35. В процессе реставрации. Замена грубых старых восполнений новыми. 36. После реставрации. Произведены формовка восполнений в силиконовых («Виксинт У-2») формах, тонировка и имитация глазури (15%-ный раствор МСН-7 в уайт-спирите).

Применение форм из эластичных материалов значительно упрощает формовочные работы, сводит до минимума многосложный и длительный процесс изготовления кусковой гипсовой формы, несмотря на обязательность дополнительной фиксации такой формы с помощью наружного гипсового «кожуха».

Особенно удобен в работе «Виксинт» (лучше равная смесь компаундов К-2 и У-1), затвердеваемый с помощью катализатора К-18 (4—5%). При нанесении на формуемый объект масса хорошо удерживается на вертикальной плоскости и за 25-50 минут, в зависимости от температуры воздуха, успевает полностью затвердеть. При отливке восполнения гипсом такая форма не требует разделительной смазки, и лишь при внесении клеевых укрепляющих добавок к гипсовому раствору рекомендуется предварительно смазать форму насыщенным мыльным раствором.

Отлитая по форме деталь крепится на скульптуре с помощью гипсового раствора приведенным выше способом склейки. В некоторых случаях, при устранении дефектов на полых отливках, гипсовым раствором наращивают («намораживают») изнутри толщину стенок, заполняют раковины, крупные трещины и т. д.

Работая со свежеприготовленным гипсовым раствором, следует учитывать, что при его нанесении на сухую гипсовую поверхность происходит активное обезвоживание вновь нанесенного гипса, и в результате меняются его физико-механические свойства — ухудшается сцепление с поверхностью, меняется окрашенность, резко уменьшается плотность и т. п.

Обезвоживание раствора можно значительно уменьшить, обильно насыщая водой поверхности, подлежащие догипсовке, либо изолируя их клеевыми пленками (поливиниловым спиртом, крахмалом, ПВА-дисперсией и др.).

Во многих случаях клеевая изоляция предпочтительнее увлажнения, так как последнее, как уже отмечалось, крайне нежелательно для старых гипсовых изделий.

Обезвоживание можно уменьшить и за счет более жидкой, чем обычно, заводки гипса31, а также при нанесении несколько «подсевшего» (загустевшего) раствора. Сложнее всего исключить обезвоживание при самых мелких догипсовках, которые обычно выделяются на светлой скульптуре более темным тоном. Кроме того, из-за повышенной твердости они с трудом обрабатываются. В таких случаях вместо гипса удобнее применять левкас, приготовленный на поливиниловом клее с мелом.

Приготовление левкаса

Исходным материалом для клеевого связующего левкаса является поливиниловый спирт (ПВС) — продукт гидролиза поливинил ацетата. Он представляет собой растворимый в воде белый порошок. Для приготовления клея необходимо замочить в 1 л дистиллированной воды 60 г порошка и выдержать смесь до набухания (около суток), а затем окончательно растворить до полной однородности на водяной бане, помешивая в течение 10—15 минут. Приготовленный сиропообразный раствор после остывания готов к применению.

В качестве наполнителя применяют тонко отмученный мел, который получают протиранием кускового мела через мелкое сито.

Мел засыпают частями в клей до нужной рабочей консистенции и смесь тщательно перемешивают шпателем. Определяя густоту массы, надо исходить из размеров мастикуемой утраты: чем она меньше, тем более жидким должен быть замес.

Максимальная толщина мастиковок (до 0,6 см) может быть получена многократным послойным наращиванием, не превышающим 0,2—0,3 см в каждом слое. Перед нанесением левкаса поверхность скола лучше смазать ПВС-клеем для увеличения адгезии мастиковок.

При необходимости подкраски левкаса под общий тон скульптуры применяются водные красители — акварель, настой чая, раствор марганцовокислого калия и т. п.

Тонировка гипса

Нередко загрязненную светлую гипсовую скульптуру вместо очистки предпочитают периодически забеливать в расчете на быстро достигаемый эффект поновления. Однако такие забелы со временем наслаиваются, сглаживая и огрубляя тонко моделированные детали скульптуры. Поэтому к тонировке гипса следует прибегать лишь в ограниченных случаях, например: при малой эффективности рекомендованных способов очистки, при наличии невыводимых окрашенных пятен или выделяющихся по тону нагипсовок и дополнений.

Производя тонировку скульптуры, необходимо соблюдать следующие правила:

1) тонировочный состав должен наноситься равномерно, возможно более тонким слоем, не скрадывающим самые мелкие детали моделировки;

2) прежде чем приступить к тонировке, надо удалить или максимально утоньшить все предыдущие красочные наслоения;

3) при наличии незначительных по площади окрашенных пятен достаточно нанести тонировку локально, в пределах пятна («косметика»).

Для тонировки светлого гипса лучше всего применять жидкий раствор тонко тертых гуашевых белил на обезжиренном молоке, подцвеченных до нужного оттенка акварелью.

Тонирование ведут по сухой обезжиренной поверхности мягкими кистями и флейцами или с помощью краскораспылителя, обычно в несколько приемов, с просушиванием каждого слоя.

Небольшие окрашенные пятна, не поддающиеся выведению, можно тонировать под общий тон мягкой восковой пастелью. Тонировка небольших утрат красочного слоя, а также гипсовых дополнений на патинированной в темные тона скульптуре осуществляется темперой или акварелью с темперными белилами (лучше — акриловыми).

Чрезвычайно сложен процесс удаления старых закрасок, так как зачастую красочная корка оказывается много прочнее находящегося под ней гипса. Применение размягчающих краску компрессов с теплой водой или растворителями (подобранными в зависимости от красочного связующего — клеевого, масляного или смоляного) не всегда оказывается успешным, а работа по удалению краски скальпелем почти неизбежно приводит к повреждениям скульптурной поверхности.

Гидрофобизация гипса

Свойственная гипсовому материалу пористость, наличие сильно развитой внутренней поверхности, способствует его повышенной склонности к глубинному влагонасыщению, которое может достигать 25—30%. Но даже при незначительном увлажнении гипса (до 2—3%) начинается процесс его структурного разрушения, приводящий к снижению прочности и появлению пластических деформаций («ползучесть» гипса).

По данным исследователей, механизм этих видоизменений состоит в частичном растворении водой структурообразующих элементов гипсового материала, а также в расклинивающем действии водяных пленок, нарушающих внутренние межкристаллические связи.

Учитывая эти свойства гипсового материала, становится понятным значение, придаваемое консервационным защитным мерам, направленным на увеличение влагостойкости гипсовых изделий. Важное место среди них принадлежит различным способам гидрофобизации гипсовой поверхности с целью придания ей водоотталкивающих свойств.

Выше уже говорилось о восковых покрытиях, наносимых в процессе изготовления скульптурных отливок. Для этого обычно используются 10—15%-ные растворы натуральных или искусственных восков в скипидаре, уайт-спирите и других растворителях. Такой способ защиты гипса, несмотря на некоторые недостатки, присущие воскам (малую устойчивость к истиранию и повышенную загрязняемость), в целом себя оправдывает — особенно при условии своевременного восстановления и профилактики восковых покрытий. (В частности, следует учитывать и декоративное назначение восковых покрытий, придающих гипсовой поверхности характерный теплый оттенок и легкую глянцевость.)

Что же касается кремнийорганических гидрофобизаторов, обладающих рядом преимуществ перед восками, в первую очередь долговечностью, то их применение может оказаться более предпочтительным в следующих случаях:

1) при необходимости сохранения матовой поверхности скульптуры, ранее не подвергавшейся защитной обработке;

2) при наличии скрытых повреждений скульптуры, чинок, догипсовок, окрашенных пятен и т. д., способных выявляться при вощении;

3) при восстановлении восковых покрытий — в качестве модифицирующих добавок (в количестве 1—2%) к применяемым воскам.

Из кремнийорганических гидрофобизаторов чаще используются 2—3%-ные растворы МСН-7 или К-921 в толуоле или уайт-спирите, так как эта группа продуктов — полиорганосилазаны — наряду с гидрофобизирующей способностью обладает укрепляющими свойствами.

Первоисточник: 

Реставрация скульптуры из камня. А.С. АНТОНЯН М., 2006

BBCode-ссылка: HTML-ссылка:

art-con.ru


Смотрите также